Академия |  |
Это интересно |
 |
Новые встречи |  |
|
 | |  |
 |
Характеристика литературных направлений.
Основные признаки
литературного направления
|
Представители
литературы
|
Классицизм -
XVIII - начало XIX века
|
1) Теория рационализма как философская основа
классицизма. Культ разума в искусстве.
2) Гармония содержания и формы.
3) Цель искусства - нравственное воздействие на
воспитание благородных чувств.
4) Простота, стройность, логичность изложения.
5) Соблюдение в драматическом произведении правила
"трех единств": единство места, времени, действия.
6) Четкая закрепленность на положительных и
отрицательных черт характера за определенными персонажами.
7) Строгая иерархия жанров: "высокие" - эпическая поэма, трагедия,
ода; "средние" - дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное
стихотворение; "низкие" - басня, комедия, фарс.
|
П. Корнель, Ж. Расин,
Ж. Б. Мольер,
Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П.
Сумароков,
Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин
(Россия)
|
Сентиментализм -
XVIII - начало XIX века
|
1) Изображение природы как фона человеческих
переживаний.
2) Внимание к внутреннему миру человека (основы
психологизма).
3) Ведущая тема - тема смерти.
4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам
придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его
внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны.
5) Основные жанры: элегия, психологическая драма,
психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.
|
Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия);
Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М.
Карамзин (Россия)
|
Романтизм -
конец XVIII - XIX век
|
1) "Космический пессимизм" (безнадежность
и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной
цивилизации).
2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота),
разлад с современной действительностью; идея "эскапизма" (бегство
романтического героя в идеальный мир)
3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека
и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии).
4) Утверждение самоценности отдельной человеческой
личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой
души.
5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных
обстоятельствах.
|
Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г.
Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция);
В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов
(Россия)
|
Реализм -
XIX - XX век
|
1) Принцип историзма в основе художественного
изображения действительности.
2) Дух эпохи передан в художественном произведении
прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).
3) Герои - не только порождение определенного
времени, но и общечеловеческие типы.
4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и
сложны, социально и психологически мотивированы.
5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.
|
Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия);
Стендаль, О. Бальзак (Франция);
А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М.
Достоевский, А. П. Чехов (Россия)
|
Натурализм -
последняя треть XIX века
|
1) Стремление к внешне точному изображению
действительности.
2) Объективное, точное и бесстрастное изображение
реальности и человеческого характера.
3) Предмет интереса - быт, физиологические основы
человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности.
4) Идея отсутствия "плохих" сюжетов и
недостойных тем для художественного изображения
5) Бессюжетность некоторых художественных
произведений.
|
Э. Золя, А. Хольц (Франция);
Н. А. Некрасов "Петербургские углы",
В. И. Даль "Уральский казак",
нравоописательные очерки
Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М.
Е. Салтыкова-Щедрина (Россия)
|
Модернизм. Основные направления:
• Символизм
• Акмеизм
• Футуризм
• Имажинизм
|
Символизм -
1870 - 1910 годы
|
1) Символ - главное средство передачи созерцаемых
тайных смыслов.
2) Ориентация на идеалистическую философию и
мистицизм.
3) Использование ассоциативных возможностей слова
(множественность значений).
4) Обращение к классическим произведениям античности
и Средневековья.
5) Искусство как интуитивное постижение мира.
6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства;
внимание к ритмике стиха.
7) Внимание к аналогиям и "соответствиям"
в поисках мирового единства
8) Предпочтение лирических стихотворных жанров.
9) Ценность свободной интуиции творца; идея
изменения мира в процессе творчества (демиургичность).
10) Собственное мифотворчество.
|
Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция);
М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н.
Гиппиус,
В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт,
А. А. Блок, А. Белый (Россия)
|
Акмеизм -
1910-е годы (1913 - 1914) в русской поэзии
|
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного
явления.
2) Предназначение искусства - в облагораживании
человеческой природы.
3) Стремление к художественному преобразованию
несовершенных жизненных явлений.
4) Ясность и точность поэтического слова
("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм.
5) Идеализация чувств первозданного человека
(Адама).
6) Отчетливость, определенность образов (в противовес
символизму).
7) Изображение предметного мира, земной красоты.
|
Н. С. Гумилев,
С. М. Городецкий,
О. Э. Мандельштам,
А. А. Ахматова (раннее тв-во),
М. А. Кузмин (Россия)
|
Футуризм -
1909 г. (Италия), 1910 - 1912 гг. (Россия)
|
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства,
способного преобразить мир.
2) Опора на новейшие научные и технологические
достижения.
3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж.
4) Установка на обновление поэтического языка;
изменение отношений между смысловыми опорами текста.
5) Отношение к слову как к конструктивному
материалу, словотворчество.
6) Поиск новых ритмов, рифм.
7) Установка на произносимый текст (декламация)
|
И. Северянин, В. Хлебников
(раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В.
Маяковский
(Россия)
|
Имажинизм - 1920-е
годы
|
1) Победа образа над смыслом и идеей.
2) Насыщенность словесных образов.
3) Имажинистское стихотворение могло не иметь
содержания
|
Одно время к имажинистам принадлежал С.А. Есенин
|
|
Категория: Литература | Добавил: маргаритка (14.08.2013)
|
Просмотров: 5444
| Рейтинг: 0.0/0 |
|  |
 | |  |
|
Наш опрос | |
Учимся вместе |
 |
|