Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 10.07.2025, 23:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [49]
Литература [114]
Портреты + иллюстрации [18]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Статьи » Литература

Г.Р.Державин. 7 класс

Цели: подчеркнуть честность и прямоту характера поэта, смелость в изображении вельмож, восхищение храбростью простого народа, подчеркнуть живость и естественность стиха.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение.

Ход урока

I. Организационный момент.

П. Проверка домашнего задания.

1. Чтение  и  комментарий устаревших слов.

-  К каким стилям относит Ломоносов следующие жанры: поэмы, оды, трагедии (высокий); драма, сатира (средний); эпиграммы (низкий).

2. Ч т е н и е  стихотворения Ломоносова.

III. Изучение новой темы.

1.  Сообщение темы и целей урока.

2.  Рассказ учителя.

ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН (1743-1816)

Имя Г.Р.Державина не раз упоминал в своих стихах А.С.Пушкин. В стихотворении «К другу стихотворцу» мы читаем:

Хорошие стихи не так легко писать...

Меж тем, как Дмитриев, Державин, Ломоносов,

Певцы бессмертные, и честь и слава россов,

Питают здравый ум и вместе учат нас...

Главное в поэзии Ломоносова, предшественника Державина, -гражданственность, вера в великое будущее России и ее народа -было подхвачено и развито Г. Р. Державиным.

Крупнейший поэт второй половины XVIII века, он славит в своих одах силу русского оружия, утверждает высокие гражданские идеалы: служение Родине, укрепляя ее могущество, заботу о благополучии своего народа. В то же время творчеству Державина присуща ярко выраженная сатирическая направленность. В лучшей своей оде «Фелица» (латинское слово - феникс, счастливый), наряду с прославлением Екатерины II, мы обнаруживаем и резкую критику вельмож, жизнь которых поэт хорошо знал.

Державин восхвалял императрицу (он верил в се доброту, справедливость, потому что не знал ее близко), вельмож же он изобразил иначе, причисляя и себя к ним, чтобы снять отчасти с себя обвинение:


А я, проспавши до полудни,

Курю табак и кофий пью,

Преобращая в праздник будни,

Кружу в химерах мысль мою.

То плен от персов похищаю,

То стрелы к туркам обращаю;

То возмечтав, что я Султан,

Вселенну устрашаю взглядом...


Кого же имел в виду Державин?

Г. А. Потемкина, всесильного фаворита императрицы. А вот еще строки из оды, которые поразили жителей столицы своей смелостью:


Или музыкой и певцами,

Органом и волынкой вдруг,

Или кулачными бойцами

И пляской веселю мой дух;

Или о всех делах заботу

Оставя, езжу на охоту

И забавляюсь лаем псов;

Или над Невскими брегами

Я тешусь по ночам рогами

И греблей удалых гребцов.


А в этих строках задеты другие «сильные мира сего»: граф А. Г. Орлов, любивший кулачные бои; враг Державина Н. И. Панин, забывший службу ради охоты; С. К. Нарышкин, хозяин крепостного оркестра роговой музыки.

- Что поразило читателей оды, познакомившихся в этими строками? Смелость поэта, резко критикующего вельмож. И в оде «Фелице», то есть императрице, Ломоносов высказал свое пожелание соблюдать законы, как и ее подданные.

В обличительной оде «Властителям и судиям» Державин рисует свой идеал государственного деятеля:


Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.


Не только современников, но и нас поражают прямота и смелость Державина, служившего при трех монархах: Екатерине II, Павле I и Александре I. (Чтение. Учебник, I ч., с. 63, 1-й абз.)

3. Работа по учебнику (с. 63, 1 ч.).

- Почему все самодержцы отказывались от его службы?

На этот вопрос ответ мы получим, прочитав стихотворение «Признание» (с. 63).

(Поэт был искренним, не умел притворяться, лицемерить, казаться лучше, чем он есть, и умнее. Любил «чистосердечье» -правду, ценил и уважал людей за ум и доброе сердце. Если блистал

делами, стихами, то не кичился этим, все это было дано ему Богом. Если поэт хвалил царей в своих стихах, то это было искренне, притворяться он не умел, а цари ему действительно казались богам равны. Поэт признается, что хвалу за громкие победы пел вождям-полководцам, чтобы их дети, их потомки были такими же великими. Не скрывал поэт, что правду, горькую правду говорил («брякнуть») вельможам, потому что он друг отчизне, царю и им самим. Признается в своих недостатках: проводил время в свете, в суете, любил женщин, слагал о них песни. В жизни поэта было все: и взлеты, и падения. Заканчивается стихотворение строчками, что если читатель — человек, то не упрекнет поэта ни за что, поэт уверен, что осудить его не за что.)

Почему самодержцы отказывались от службы самого умного, самого честного и добросовестного человека? (Да, гордость, чувство собственного достоинства были главными в его характере. Державин поясняет, в чем его заслуги перед «родом славян» и отечественной литературой:

...Первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

(«Памятник».)

Заслугой Державина является и сближение литературного языка с разговорным языком, он смешивал в своих стихах «высокое» и «низкое». Поэт сделал русский слог «забавным», то есть веселым, простым, острым.

Задание: найти в стихотворении «Признание» «высокое» и «низкое» (Ода- и «брякнуть», «мнил», «суета»).

Посмел поэт в условиях самодержавия мечтать и о свободе. Эта мечта вылилась всего в четыре строки.

4. Чтение стихотворения «Птичка».

-  Над чем заставляет задуматься это четверостишие? (Свобода выбора помогает раскрыться человеческим способностям и исполнять свое дело с радостью и искусно.)

5.   Чтение учителем стихотворения «Река времен...», написанного за несколько дней до смерти.

-  О чем размышляет автор в I строфе? (Время стремительно в своем движении, оно уносит людей, их дела; все исчезает с лица земли и из памяти: народы, цари, царства.)

-   Кому же дано бессмертие? (Бессмертно то, что прошло «чрез звуки лиры» (лира - лирика - поэзия) и трубы». Бессмертно, по мысли Державина, творчество, музыка, если они созвучны мыслям и душе потомков.)

В стихотворении «Памятник» (1795 г.) Г. Р. Державин писал:

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род Вселенна будет чтить.

6. Заключительное  слово учителя.

Вывод. Поэт был прав. Память о нем жива, потому что он содействовал распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, проповедовал истину и справедливость, обличал зло, смело вводил в поэтическую речь слова, понятные народу, и придал русскому стиху живость и естественность. Этот поэтический язык Державин назвал «забавным русским слогом» (в стихотворении «Памятник»).

IV. Подведение итогов урока.

Назовите художественные открытия поэта.

Домашнее задание: 

подготовить небольшое сообщение о Г. Р. Державине и выразительное чтение одного из стихотворений.

Индивидуальное задание: баллада «Лесной царь» -выразительное чтение.

 

Категория: Литература | Добавил: маргаритка (12.08.2013)
Просмотров: 3642 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Учитель - это
Всего ответов: 176
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2025 |