Цели: подчеркнуть
честность и прямоту характера поэта, смелость
в изображении вельмож, восхищение храбростью простого народа, подчеркнуть
живость и естественность стиха.
Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение.
Ход урока
I. Организационный момент.
П. Проверка домашнего задания.
1. Чтение и комментарий устаревших слов.
- К каким стилям относит Ломоносов
следующие жанры: поэмы, оды, трагедии (высокий); драма, сатира (средний); эпиграммы
(низкий).
2. Ч т е н и
е стихотворения Ломоносова.
III. Изучение новой темы.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Рассказ учителя.
ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН (1743-1816)
Имя
Г.Р.Державина не раз упоминал в своих стихах А.С.Пушкин.
В стихотворении «К другу стихотворцу» мы читаем:
Хорошие стихи не так легко писать...
Меж тем, как Дмитриев, Державин, Ломоносов,
Певцы бессмертные, и честь и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас...
Главное в поэзии
Ломоносова, предшественника Державина, -гражданственность, вера в
великое будущее России и ее народа -было подхвачено и развито Г. Р. Державиным.
Крупнейший поэт второй половины XVIII века, он
славит в своих одах силу русского оружия, утверждает высокие гражданские идеалы: служение Родине, укрепляя ее
могущество, заботу о благополучии своего народа. В то же время творчеству
Державина присуща ярко выраженная
сатирическая направленность. В лучшей своей оде «Фелица» (латинское
слово - феникс, счастливый), наряду с
прославлением Екатерины II, мы
обнаруживаем и резкую критику вельмож, жизнь которых поэт хорошо знал.
Державин восхвалял
императрицу (он верил в се доброту, справедливость, потому что не знал
ее близко), вельмож же он изобразил иначе,
причисляя и себя к ним, чтобы снять отчасти с себя обвинение:
А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофий пью,
Преобращая в праздник будни,
Кружу в химерах мысль мою.
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю;
То возмечтав, что я Султан,
Вселенну устрашаю взглядом...
Кого же имел в виду Державин?
Г.
А. Потемкина, всесильного фаворита императрицы. А вот еще строки из оды,
которые поразили жителей столицы своей смелостью:
Или музыкой и певцами,
Органом и волынкой вдруг,
Или кулачными бойцами
И пляской веселю мой дух;
Или о всех делах заботу
Оставя, езжу на охоту
И забавляюсь лаем псов;
Или над Невскими брегами
Я тешусь по ночам рогами
И греблей удалых гребцов.
А в этих строках задеты другие «сильные мира сего»: граф А.
Г. Орлов, любивший кулачные бои; враг Державина Н. И. Панин, забывший службу
ради охоты; С. К. Нарышкин, хозяин крепостного оркестра роговой музыки.
- Что
поразило читателей оды, познакомившихся в этими строками? Смелость поэта, резко
критикующего вельмож. И в оде «Фелице», то есть императрице, Ломоносов высказал
свое пожелание соблюдать законы, как и ее подданные.
В обличительной оде «Властителям и судиям» Державин рисует
свой идеал государственного деятеля:
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не только современников, но и нас поражают прямота и смелость
Державина, служившего при трех монархах: Екатерине II, Павле I и Александре I. (Чтение. Учебник, I ч.,
с. 63, 1-й абз.)
3. Работа по учебнику (с. 63, 1 ч.).
- Почему все самодержцы отказывались от его
службы?
На этот вопрос ответ мы получим, прочитав стихотворение
«Признание» (с. 63).
(Поэт был искренним, не умел притворяться,
лицемерить, казаться лучше, чем он есть, и умнее. Любил «чистосердечье»
-правду, ценил и уважал людей за ум и доброе сердце. Если блистал
делами,
стихами, то не кичился этим, все это было дано ему Богом. Если поэт хвалил
царей в своих стихах, то это было искренне, притворяться он не умел, а цари ему
действительно казались богам равны. Поэт признается, что хвалу за громкие
победы пел вождям-полководцам, чтобы их дети, их потомки были такими же
великими. Не скрывал поэт, что правду, горькую правду говорил («брякнуть»)
вельможам, потому что он друг отчизне, царю и им самим. Признается в своих
недостатках: проводил время в свете, в суете, любил женщин, слагал о них песни.
В жизни поэта было все: и взлеты, и падения. Заканчивается стихотворение
строчками, что если читатель — человек, то не упрекнет поэта ни за что, поэт
уверен, что осудить его не за что.)
- Почему
самодержцы отказывались от службы самого умного, самого честного и добросовестного
человека? (Да, гордость, чувство собственного достоинства были главными в
его характере. Державин поясняет, в чем его заслуги перед «родом славян» и
отечественной литературой:
...Первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
(«Памятник».)
Заслугой Державина является и сближение литературного языка с
разговорным языком, он смешивал в своих стихах «высокое» и «низкое». Поэт
сделал русский слог «забавным», то есть веселым, простым, острым.
Задание: найти в
стихотворении «Признание» «высокое» и «низкое» (Ода- и «брякнуть», «мнил»,
«суета»).
Посмел поэт в условиях самодержавия мечтать и о свободе. Эта
мечта вылилась всего в четыре строки.
4. Чтение
стихотворения «Птичка».
- Над
чем заставляет задуматься это четверостишие? (Свобода выбора помогает
раскрыться человеческим способностям и исполнять свое дело с радостью и
искусно.)
5. Чтение
учителем стихотворения «Река времен...», написанного за несколько дней до
смерти.
- О
чем размышляет автор в I строфе? (Время стремительно в своем движении, оно уносит
людей, их дела; все исчезает с лица земли и из памяти: народы, цари, царства.)
- Кому
же дано бессмертие? (Бессмертно то, что прошло «чрез звуки лиры» (лира -
лирика - поэзия) и трубы». Бессмертно, по
мысли Державина, творчество, музыка, если они созвучны мыслям и душе
потомков.)
В стихотворении «Памятник» (1795 г.) Г. Р.
Державин писал:
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род Вселенна будет чтить.
6. Заключительное слово учителя.
Вывод. Поэт был прав. Память о нем жива, потому что он
содействовал распространению
просвещения и воспитанию любви к прекрасному,
проповедовал истину и справедливость, обличал зло, смело вводил в
поэтическую речь слова, понятные народу, и придал русскому стиху живость и
естественность. Этот поэтический язык
Державин назвал «забавным русским слогом» (в стихотворении «Памятник»).
IV. Подведение итогов урока.
- Назовите
художественные открытия поэта.
Домашнее задание:
подготовить небольшое сообщение о Г. Р. Державине и выразительное чтение одного из стихотворений.
Индивидуальное задание: баллада
«Лесной царь» -выразительное чтение.
|