Цели:
дать понятие о древнерусской литературе, познакомить с широким охватом ею
жизни, с поучениями Владимира Мономаха; показать их актуальность в наши дни.
Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение,
самостоятельная работа.
Ход урока
1. Организационный момент.
П. Проверка
домашнего задании.
1.Чтение и рецензия
домашних сочинений (2-3 работы).
2. Самостоятельная (проверочная) работа (по карточкам).
Карточка 1.
1)
Что такое пословица?
поговорка?
2)
Какая связь
между этими фольклорными жанрами указана в пословице «Поговорка -
цветочек, пословица - ягодка»?
(И пословицы, и поговорки — меткие образные
выражения, но в отличие от пословицы в поговорке нет законченного
суждения, лишь часть его. Например: «Комар носа не подточит», - говорят о тонком деле, хитроумном замысле. Пословицы же
часто содержат в себе оценочное суждение, поучение.)
Карточка 2.
1)
Что такое
пословица?
2)
Объясните
прямой и переносный смысл пословицы; отметьте, как она построена.
Под лежачий
камень вода не течет.
(Прямой
смысл — в лексическом значении. Переносный смысл заключен в том, что от самого человека, от его энергии, работоспособности
зависит его счастье или успех дела. Строится пословица на инверсии: на
первое место вынесено главное словосочетание -лежачий камень.)
КарточкаЗ.
1)
Что такое
поговорка?
2) Объясните смысл пословицы. Укажите, как она
построена. На чужой стороне и весна не красна.
(Смысл этой пословицы - патриотический, она
говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине.
Пословица построена по методу отрицания, скрытого
противопоставления. Везде хороша весна, но на чужой стороне, вдали от
родины, не радует и она.)
Карточка 4.
1)
Что такое пословица?
2) Объясните, как построена данная пословица. Какие
особенности вы можете отметить?
На смелого собака лает, а труса кусает.
(Эта пословица построена на
основе противопоставления: смелый - трус, лает - кусает; четко
организована ритмически, сказуемые 1-й и 2-й частей рифмуются.)
Карточка 5.
1)
Что такое
поговорка?
2) См. задание 2
карточки 4. Собирай по ягодке - наберешь кузовок.
(Пословица
представляет собой сложное предложение, во 2-й части которого заключено следствие из содержания первой. Отсутствие
подлежащих, повелительная форма глагола в 1-й части (собирай) придают всему высказыванию обобщенный смысл.)
Карточка 6.
1)
Что такое
пословица?
2) Объясните, как построена данная пословица. Какие
особенности вы можете отметить?
Не мил и свет, когда друга нет.
(Это сложноподчиненное
предложение, где обе части содержат отрицание. В главном предложении
используется инверсия, в результате основное слово оказывается на первом месте.
Пословица организована ритмически, в ней есть и рифма (свет - нет).
Карточка 7.
1)
Что такое
пословица?
2)
Объясните,
как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?
В камень
стрелять - только стрелы терять.
(Эта пословица имеет дактилический ритм
U – –
/ U –
– / U –
– / U; есть в ней и
рифма: стрелять - терять. Между частями предложения установлены
причинно-следственные связи.)
Карточка 8.
1)
Что такое
пословица?
2)
Объясните,
как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?
Добро творить - себя веселить.
(В 1-й
части предложения - тема, во 2-й - следствие из содержания первой. Пословица организована ритмически, в каждом слове
ударение падает на последний слог, есть рифма: творить - веселить.)
Карточка 9.
1)
Что такое
пословица?
2)
Объясните,
как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?
Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.
(Пословица построена на антитезе,
противопоставлении: родимая — чужая, мать - мачеха. Кроме того, в каждой части
есть скрытое сравнение: родина сравнивается с матерью, чужбина - с мачехой.)
3. Прочитайте
пословицы и поговорки.
- Определите их общую тему.
- Назовите номера многозначных изречений (т. е. с
прямым и переносным смыслом) и однозначных.
Проецируется
па экран или открывается запись на доске.
1)
Терпение и
труд все перетрут.
2)
Лес сечь - не жалеть плеч.
3)
За двумя зайцами погонишься - ни одного не
поймаешь.
4)
Грибов ищут - по лесу рыщут.
5)
Не за свое
дело не берись, за своим не ленись.
6) На чужом хребте легко работать.
7)
Люди жать, а
мы на солнышке лежать.
8)
Двое пашут,
а семеро руками машут.
(Эти
пословицы и поговорки о труде, уменье, лени, безделье. 1, 5, 6-я - однозначные;
2, 3, 4, 7, 8-я - многозначные, имеющие прямой и переносный смысл.)
4. А в
заключение - игра-соревнование между рядами «Кто больше знает пословиц, в
которых прославлялись бы ученье, знание, книга?
(Ученье -
свет, а неученье - тьма. Красна птица пением, а человек - уменьем. Грамоте
учиться всегда пригодится. Кто грамоте
горазд, тому не пропасть. За ученого двух неученых дают, да и то не берут. Не
стыдно не знать, стыдно не учиться.)
III. Изучение новой темы.
1.Работа со статьей
учебника (с. 43-44).
- Пересказ учащимися статьи (домашнее задание). Беседа по
вопросам.
- Что называли летописями?
- Легок
ли труд летописца?
«Повесть временных лет». (Интерес к истории народа, желание оставить потомкам сообщение о свершившихся
событиях.)
Рассматривание
иллюстрации (с. 88 в учебнике).
Описать келью
летописца.
2. Слово учителя.
Объединение
летописных сводов было предпринято киево-печерским
монахом Нестером (ок. 1113), создателем крупнейшей летописи - «Повесть
временных лет».
Потребности развивающегося государственного
самосознания ставили перед летописью проблемы, которые Нестор обозначил
в ее заголовке (слова проецируются на доску):
«...Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве
нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».
Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно
связанными с отечественной исторической действительностью. Для стиля летописания характерна прямая речь героев,
а нередко и живой диалог.
Главной темой летописания была тема Русской
земли, ее единства и могущества. Летописцы тщательно собирали материалы, относящиеся
к этой теме. В завещании Ярослава, прозванного Мудрым, к сыновьям читаем (слова проецируются на экран): «И
будете мирно живуще. Аще [если] ли будете ненавидно живуще, в распрях
[...], то погыбнете сами, и погубите землю отецъ своих и дед своих, гоже
налезоша [устроили] трудомъ своим великим» (1054).
За мудрость Ярослава летописец произносит
хвалебное слово князю.
4. Чтение
статьи учебника (с. 44-45). Из
похвалы князю Ярославу и книгам.
Беседа
по вопросам.
- Каков язык сказания? (Древнерусский с
церковнославянизмами.)
-
Какова основная мысль текста? (Книги учат,
предостерегают от ошибок, из книг черпаем мудрость и правила жизни. Книги сравниваются с реками, которые наполняют мир
мудростью; знания книг неизмеримы; они утешают нас в печали, они удерживают нас
от дурных поступков; читающий книги найдет в них пользу для души и руководство
в жизни.)
5. Комментированное
чтение учителя из «Поучения Владимира Мономаха».
Беседа по вопросам.
- Какие наставления устарели?
- Как
вы понимаете «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам», «напойте и накормите просящего»,
«убогих не забывайте»?
- Можем
мы сейчас похвастаться бережливостью, сочувствием к людям?
Вывод.
Поучения Владимира Мономаха - непреходящие нравственные законы, которыми должен
руководствоваться человек (если ты, конечно, Человек!); вдумайся в афоризм:
«Человек -твое первое имя; будут и другие
названия: фамилия, имя, сын, отец, доктор, пахарь... По первое имя - Человек!»
И сейчас мы слышим: «Хороший человек! Плохой человек...». Пусть будет
каждый из нас достоин этого великого звания - Человек!
6. Выразительное чтение «Поучения Владимира Мономаха» с
сохранением особенностей стиля.
IV. Подведение итогов урока.
1 . Слово учителя.
В зависимости
от темы и жанра летопись каждый раз по-разному,
но всегда живописно отражала различные обстоятельства исторического
прошлого и современности.
Наряду с множеством церковно-книжных цитат
летопись пользовалась народными поговорками и пословицами, которые, например,
характеризовали военные отношения: «Мир стоит до рати, а рать до мира», «Толи
не будеть межю нами мира, елиже камень начнет
плавати, а хмель грязнути [тонуть]». Некоторые пословицы намекали на
политические обстоятельства.
«Не
идеть место к голове, но голова к месту», «Аще ся волк в овца ввадит, то выносит все стадо, аще не убиют
его» - так объяснили древляне Ольге причину убийства ими князя Игоря, обложившего
их чрезмерной данью.
Написанная
живым и образным языком «Повесть временных лет»
была доступной и интересной книгой для чтения на протяжении всей
истории Древней Руси.
Домашнее задание:
составить небольшое поучение (задание 3, с.
47 в учебнике; прочитать «Повесть о Петре и Фсвронии» (задание 4, с. 47 в
учебнике).
|