Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 14.07.2025, 13:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [49]
Литература [114]
Портреты + иллюстрации [18]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Статьи » Литература

Древнерусская литература. 7 класс

Цели: дать понятие о древнерусской литературе, познакомить с широким охватом ею жизни, с поучениями Владимира Мономаха; показать их актуальность в наши дни.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа.

Ход урока

1. Организационный момент.

П. Проверка домашнего задании.

1.Чтение  и  рецензия домашних сочинений (2-3 работы).

2.  Самостоятельная (проверочная) работа (по карточкам).

Карточка 1.

1)   Что такое пословица? поговорка?

2)   Какая связь между этими фольклорными жанрами указана в пословице «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка»?

(И пословицы, и поговорки — меткие образные выражения, но в отличие от пословицы в поговорке нет законченного суждения, лишь часть его. Например: «Комар носа не подточит», - говорят о тонком деле, хитроумном замысле. Пословицы же часто содержат в себе оценочное суждение, поучение.)

Карточка 2.

1)        Что такое пословица?

2)   Объясните прямой и переносный смысл пословицы; отметьте, как она построена.

Под лежачий камень вода не течет.

(Прямой смысл — в лексическом значении. Переносный смысл заключен в том, что от самого человека, от его энергии, работоспособности зависит его счастье или успех дела. Строится пословица на инверсии: на первое место вынесено главное словосочетание -лежачий камень.)

КарточкаЗ.

1)        Что такое поговорка?

2)  Объясните смысл пословицы. Укажите, как она построена. На чужой стороне и весна не красна.

(Смысл этой пословицы - патриотический, она говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине.

Пословица построена по методу отрицания, скрытого противопоставления. Везде хороша весна, но на чужой стороне, вдали от родины, не радует и она.)

Карточка 4.

1)  Что такое пословица?

2)  Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

На смелого собака лает, а труса кусает.

(Эта пословица построена на основе противопоставления: смелый - трус, лает - кусает; четко организована ритмически, сказуемые 1-й и 2-й частей рифмуются.)

Карточка 5.

1)   Что такое поговорка?

2) См. задание 2 карточки 4. Собирай по ягодке - наберешь кузовок.

(Пословица представляет собой сложное предложение, во 2-й части которого заключено следствие из содержания первой. Отсутствие подлежащих, повелительная форма глагола в 1-й части (собирай) придают всему высказыванию обобщенный смысл.)

Карточка 6.

1)   Что такое пословица?

2)  Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Не мил и свет, когда друга нет.

(Это сложноподчиненное предложение, где обе части содержат отрицание. В главном предложении используется инверсия, в результате основное слово оказывается на первом месте. Пословица организована ритмически, в ней есть и рифма (свет - нет).

 

Карточка 7.

1)   Что такое пословица?

2)   Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

В камень стрелять - только стрелы терять.

(Эта пословица имеет дактилический ритм

U – – / U – – / U – – / U; есть в ней и рифма: стрелять - терять. Между частями предложения установлены причинно-следственные связи.)

Карточка 8.

1)        Что такое пословица?

2)   Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Добро творить - себя веселить.

(В 1-й части предложения - тема, во 2-й - следствие из содержания первой. Пословица организована ритмически, в каждом слове ударение падает на последний слог, есть рифма: творить - веселить.)

Карточка 9.

1)        Что такое пословица?

2)   Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.

(Пословица построена на антитезе, противопоставлении: родимая — чужая, мать - мачеха. Кроме того, в каждой части есть скрытое сравнение: родина сравнивается с матерью, чужбина - с мачехой.)

3. Прочитайте пословицы и поговорки.

Определите их общую тему.

Назовите номера многозначных изречений (т. е. с прямым и переносным смыслом) и однозначных.

Проецируется па экран или открывается запись на доске.

1)       Терпение и труд все перетрут.

2)   Лес сечь - не жалеть плеч.

3)   За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

4)   Грибов ищут - по лесу рыщут.

5)   Не за свое дело не берись, за своим не ленись.

6) На чужом хребте легко работать.

7)   Люди жать, а мы на солнышке лежать.

8)   Двое пашут, а семеро руками машут.

(Эти пословицы и поговорки о труде, уменье, лени, безделье. 1, 5, 6-я - однозначные; 2, 3, 4, 7, 8-я - многозначные, имеющие прямой и переносный смысл.)

4. А в заключение - игра-соревнование между рядами «Кто больше знает пословиц, в которых прославлялись бы ученье, зна­ние, книга?

(Ученье - свет, а неученье - тьма. Красна птица пением, а человек - уменьем. Грамоте учиться всегда пригодится. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. За ученого двух неученых дают, да и то не берут. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.)

III. Изучение новой темы.

1.Работа со статьей учебника (с. 43-44).

-   Пересказ учащимися статьи (домашнее задание). Беседа по  вопросам.

-   Что называли летописями?

-   Легок ли труд летописца?

«Повесть временных лет». (Интерес к истории народа, желание оставить потомкам сообщение о свершившихся событиях.)

Рассматривание иллюстрации (с. 88 в учебнике).

Описать келью летописца.

2. Слово учителя.

Объединение летописных сводов было предпринято киево-печерским монахом Нестером (ок. 1113), создателем крупнейшей летописи - «Повесть временных лет».

 

 

 

Потребности развивающегося государственного самосознания ставили перед летописью проблемы, которые Нестор обозначил в ее заголовке (слова проецируются на доску):

«...Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».

Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действительностью. Для стиля летописания характерна прямая речь героев, а нередко и живой диалог.

Главной темой летописания была тема Русской земли, ее единства и могущества. Летописцы тщательно собирали материалы, относящиеся к этой теме. В завещании Ярослава, прозванного Мудрым, к сыновьям читаем (слова проецируются на экран): «И будете мирно живуще. Аще [если] ли будете ненавидно живуще, в распрях [...], то погыбнете сами, и погубите землю отецъ своих и дед своих, гоже налезоша [устроили] трудомъ своим великим» (1054).

За мудрость Ярослава летописец произносит хвалебное слово князю.

4.  Чтение статьи учебника (с. 44-45). Из похвалы князю Ярославу и книгам.

Беседа по  вопросам.

-   Каков язык сказания? (Древнерусский с церковнославянизмами.)

-   Какова основная мысль текста? (Книги учат, предостерегают от ошибок, из книг черпаем мудрость и правила жизни. Книги сравниваются с реками, которые наполняют мир мудростью; знания книг неизмеримы; они утешают нас в печали, они удерживают нас от дурных поступков; читающий книги найдет в них пользу для души и руководство в жизни.)

5.  Комментированное чтение учителя из «Поучения Владимира Мономаха».

Беседа  по  вопросам.

-   Какие наставления устарели?

-   Как вы понимаете «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам», «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте»?

-   Можем мы сейчас похвастаться бережливостью, сочувствием к людям?

Вывод. Поучения Владимира Мономаха - непреходящие нравственные законы, которыми должен руководствоваться человек (если ты, конечно, Человек!); вдумайся в афоризм: «Человек -твое первое имя; будут и другие названия: фамилия, имя, сын, отец, доктор, пахарь... По первое имя - Человек!» И сейчас мы слышим: «Хороший человек! Плохой человек...». Пусть будет каждый из нас достоин этого великого звания - Человек!

6. Выразительное чтение «Поучения Владимира Мономаха» с сохранением особенностей стиля.

IV. Подведение итогов урока.

1 .  Слово учителя.

В зависимости от темы и жанра летопись каждый раз по-разному, но всегда живописно отражала различные обстоятельства исторического прошлого и современности.

Наряду с множеством церковно-книжных цитат летопись пользовалась народными поговорками и пословицами, которые, например, характеризовали военные отношения: «Мир стоит до рати, а рать до мира», «Толи не будеть межю нами мира, елиже камень начнет плавати, а хмель грязнути [тонуть]». Некоторые пословицы намекали на политические обстоятельства.

«Не идеть место к голове, но голова к месту», «Аще ся волк в овца ввадит, то выносит все стадо, аще не убиют его» - так объяснили древляне Ольге причину убийства ими князя Игоря, обложившего их чрезмерной данью.

Написанная живым и образным языком «Повесть временных лет» была доступной и интересной книгой для чтения на протяже­нии всей истории Древней Руси.

Домашнее задание:  

составить небольшое поучение (задание 3, с. 47 в учебнике; прочитать «Повесть о Петре и Фсвронии» (задание 4, с. 47 в учебнике).

Категория: Литература | Добавил: маргаритка (12.08.2013)
Просмотров: 1380 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Учитель - это
Всего ответов: 176
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2025 |