Цели: продолжить
знакомство с былинами; прививать любовь к устному народному творчеству.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1.
Назвать два основных цикла былин (Киевский, Новгородский. Киевский цикл - действие в Киеве, князь Владимир, основная тема - защита русской земли от кочевников, герои
- три богатыря-воина; Вольга и Микула - герои социально-бытовых былин.
Новгородские - город вел
торговлю, плавание в другие страны, затронуты
социальные темы.)
2. Пересказ статьи «О собирании,
исполнении и значении былин».
III. Изучение новой темы.
1.Слово учителя.
Будничный труд крестьянина в
былинах ценили выше воинского труда. Эта мысль подчеркнута в былине «Вольга и Микула Селянинович» сравнением двух образов: пахаря (оратай,
орет - пашет) Микулы и князя Вольги, мудрого князя, умеющего превращаться в
птицу-сокола, в щуку-рыбу, в серого волка, рыскающего по чистым полям. Но Микула сильнее, выносливее князя. Само заглавие
«...Микула Селянинович» подчеркивает уважение к нему.
2.
Словарная работа:
анализ слов-сносок в учебнике.
3.
Чтение былины учителем и
подготовленными учениками-ассистентами (по ролям).
4.Аналитическая беседа по вопросам.
-
Какой теме посвящена былина? (В былине звучит тема тяжелого крестьянского труда.)
-
Кто ее главный герой? (Конечно же, Микула, вся дружинушка храбрая не смогла сравниться с ним в силе.)
- Чем объяснить, что Вольга
Святославович проникся уважением к Микуле? (После рассказа пахаря о разбойниках в тех городах,
куда Вольга едет за данью, он понял, что не справится с мужичками. За силу
великую, за работоспособность, за учтивые слова проникся Вольга уважением к
Микуле. За труд, за гостеприимство уважали
пахаря и мужички, величая его «молодым Микулой Селяниновичем».)
5. 3 а д а н и
е 1 : зачитать описание внешности
пахаря.
(«А у вратаря кудри качаются... А кафтанчик у него
черна бархата». С. 18 (2-я строфа).
Праздничная одежда пахаря вполне естественна. Любая деревенская страда:
пахота, жатва, покос - была праздником настоящим, важным и торжественным. Это и
понятно: «летний день год кормит», «лето припасает, а зима поедает». На собственном опыте об этом знали и
создатели былин, потому-то крестьянину и уважение особое, и труд
крестьянский выше воинского труда ценится.)
- Как описан труд Микулы? (С. 16, 18. Повыехали в раздольице...
(4-я строфа) ...А омешки по камешкам почиркивают». (5-я строфа) «Как орет в
поле оратай... каменья в борозду валит». Крестьянский труд требует
выносливости, сноровки и, конечно же, старания и любви.)
6. Задание
2: найти постоянные эпитеты. (Хоробрая, амешики
... булатные», «гужики ... шелковые»), гиперболы, троекратные повторения, напевность, торжественность.
IV. Подведение
итогов урока.
- Чему учили былины, что прославляли, воспитывали?
Вывод. Былины учили жить, трудиться, прославляли людей
труда, воспитывали уважение к труженикам и крестьянскому труду.
Домашнее задание: с. 22 в учебнике, вопрос 3
(характеристика Вольги или Микулы).
Индивидуальное задание: если бы предложил и поставить памятник одному из героев, как бы он
выглядел (рисунки).
|