Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 17.07.2025, 19:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [49]
Литература [114]
Портреты + иллюстрации [18]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Статьи » Литература

Былины. 7 класс

Цели: продолжить знакомство с былинами; прививать любовь к устному народному творчеству.

Ход урока

I.  Организационный момент.

 

II. Проверка домашнего задания.

1. Назвать два основных цикла былин (Киевский, Новгородский. Киевский цикл - действие в Киеве, князь Владимир, основная тема - защита русской земли от кочевников, герои - три богатыря-воина; Вольга и Микула - герои социально-бытовых былин.

Новгородские - город вел торговлю, плавание в другие страны, затронуты социальные темы.)

2. Пересказ статьи «О собирании, исполнении и значении былин».

 

III. Изучение новой темы.

1.Слово учителя.

Будничный труд крестьянина в былинах ценили выше воинско­го труда. Эта мысль подчеркнута в былине «Вольга и Микула Селянинович» сравнением двух образов: пахаря (оратай, орет - пашет) Микулы и князя Вольги, мудрого князя, умеющего превращаться в птицу-сокола, в щуку-рыбу, в серого волка, рыскающего по чистым полям. Но Микула сильнее, выносливее князя. Само заглавие «...Микула Селянинович» подчеркивает уважение к нему.

2.   Словарная  работа: анализ слов-сносок в учебнике.

3.   Чтение былины учителем и подготовленными учени­ками-ассистентами (по ролям).

4.Аналитическая беседа по вопросам.

 

-    Какой теме посвящена былина? (В былине звучит тема тяжелого крестьянского труда.)

-    Кто ее главный герой? (Конечно же, Микула, вся дружинушка храбрая не смогла сравниться с ним в силе.)

-    Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле? (После рассказа пахаря о разбойниках в тех городах, куда Вольга едет за данью, он понял, что не справится с мужичками. За силу великую, за работоспособность, за учтивые слова проникся Вольга уважением к Микуле. За труд, за гостеприимство уважали пахаря и мужички, величая его «молодым Микулой Селяниновичем».)

5. 3 а д а н и е   1 : зачитать описание внешности пахаря.

(«А у вратаря кудри качаются... А кафтанчик у него черна бархата». С. 18 (2-я строфа). Праздничная одежда пахаря вполне естественна. Любая деревенская страда: пахота, жатва, покос - была праздником настоящим, важным и торжественным. Это и понятно: «летний день год кормит», «лето припасает, а зима поедает». На собственном опыте об этом знали и создатели былин, потому-то крестьянину и уважение особое, и труд крестьянский выше воинского труда ценится.)

-  Как описан труд Микулы? (С. 16, 18. Повыехали в раздольице... (4-я строфа) ...А омешки по камешкам почиркивают». (5-я строфа) «Как орет в поле оратай... каменья в борозду валит». Крестьянский труд требует выносливости, сноровки и, конечно же, старания и любви.)

6. Задание 2: найти постоянные эпитеты. (Хоробрая, амешики ... булатные», «гужики ... шелковые»), гиперболы, троекратные повторения, напевность, торжественность.

 

IV. Подведение итогов урока.

Чему учили былины, что прославляли, воспитывали?

Вывод. Былины учили жить, трудиться, прославляли людей труда, воспитывали уважение к труженикам и крестьянскому труду.

 

Домашнее задание: с. 22 в учебнике, вопрос 3 (характеристика Вольги или Микулы).

Индивидуальное задание: если бы предложил и поставить памятник одному из героев, как бы он выглядел (рисунки).

Категория: Литература | Добавил: маргаритка (12.08.2013)
Просмотров: 1486 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Учитель - это
Всего ответов: 176
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2025 |