Организационный момент.
П. Проверка домашнего задании.
1. Чтение
слов и словосочетаний, характерных
для речи Пимена.
2. Инсценированное чтение отрывка из трагедии «Борис Годунов».
III. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя. Осень
1830 г. А. С. Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии. (Показ
фотоиллюстраций из книги:
Болдино. Осень. 1830. - Фотокнига. -М.: Планета, 1989.)
Из-за вспыхнувшей холеры он вынужден был задержаться здесь.
Осень вызывала у поэта
прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо
не пишется, как осенью в деревне», - говорил он.
И мысли в
голове волнуются в отваге,
И рифмы
легкие навстречу им бегут,
И пальцьг
просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и
стихи свободно потекут.
А. С. Пушкину пришлось
прожить в Болдине три месяца. За это время он закончил роман «Евгений Онегин»,
написал несколько драматических
сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во
время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в
Коломне», около тридцати лирических стихотворений, «Повести Белкина», в которые входят: «Выстрел», «Метель»,
«Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка». «Повести Белкина»
- такова тема нашего урока сегодня.
«Материалом для
них послужили в большинстве случаев некоторые предания, воспоминания, житейские
эпизоды, лично подмеченные или бытовавшие в устной (а подчас и книжной)
традиции. Московская вывеска
гробового мастера Адриана Прохорова на Никитской, по соседству с домом Гончаровых, навеяла Пушкину фабулу
«Гробовшика». Воспоминания о старинном кишиневском приятеле - бесстрашном
дуэлянте и боевом офицере Липранди -легли в
основу «Выстрела». Разъезды поэта-странника, ожидания и кочевки на почтовых
станциях сообщили бытовую оправу «Станционному смотрителю», в «Метели» и
«Барышне-крестьянке» опыт личных
наблюдений, видимо, сочетался с некоторыми литературными трагедиями...»
.
Авторство повестей анонимно, приписано вымышленному лицу
- Ивану Петровичу Белкину. Это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление
полной достоверности.
Вместе с тем использование распространенного в ту пору приема литературной маскировки ограждало
повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся
обнаружить в новаторских произведениях Пушкина признаки ослабления его
таланта.
Вот как сам Пушкин объясняет это в одном из писем: «... Написал
я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется и которые напечатаем
также Апопуте. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарии заругает».
«Повести Белкина»
были новым явлением в литературе. Сам Пушкин на вопрос одного из его
знакомых, кто такой Белкин, как-то ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести
надо вот эдак:
просто, коротко и ясно».
«Повести Белкина» были
образцом той прозы, на которой учились многие русские писатели: Гоголь,
Тургенев, Чехов...
А вот как оценил это
произведение Л. Н. Толстой: «Я с восторгом, мною давно не испытываемым, читал
это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо
не переставая изучать это сокровище.
Я на днях это сделал и
не могу передать того благодетельного
влияния, которое имело на меня это чтение».
Один из исследователей
Пушкина так определил своеобразие пушкинских повестей: «Проза пушкинских новелл
эскизна и легка, как его собственные рисунки пером, как беглые наброски
«быстрых» рисовальщиков, которые он так любил за их воздушность и выразительность».
Каждая повесть
рассказана Белкину (именно он выступает в качестве писателя, на самом деле
повести написаны Пушкиным) разными
лицами - барышней, армейским офицером, приказчиком и мелким чиновником. Каждый
из рассказчиков даст оценку событий со
своей точки зрения, что позволяет поэту глубоко проникнуть в жизнь всех
сословий и групп. Но это не значит, что точка зрения Пушкина на рассказанные события устранена. Она
присутствует в ироническом отношении «к романтическим сюжетам», в выявлении действительных причин тех или иных поступков
героев.
Особое место принадлежит повести «Станционный смотритель».
2. Работа
по повести, прочитанной
дома.
Вопрос: В чем трудности службы смотрителей? (Унижение,
оскорбления, далее побои. Ч. I, с. 97, 3-я строчка сверху.)
-
Прокомментировать
фразу: «Дочка-с, - отвечал он с видом довольного самолюбия...» (Для
Вырина, отца Дуни, она единственная радость, надежда, смысл жизни, он любит ее,
гордится ею - она его дочь!)
- Какова
внешность Вырина? (... Человека лет 50-ти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых
лентах». С. 99.)
Задание:
с. 100. Каков Вырин через 4 года?
- Что
состарило его? За что корил он себя до самой смерти?
С. 103, 1-й абзац. («Чего же ты боишься? - сказал ей отец...
до церкви».)
Задание. Зачитать строчки, объясняющие причину отъезда Вырина
в город. (С. 104, I ч., 1-й абзац. «Авось ... овечку мою».)
Задание.
Пересказать две встречи с Минским. (Учебник, с. 104, послед, абзац, с. 105 -
пересказ. С. 107, 1-й абзац, 4 строчки.)
-
Что думал Вырин о
судьбе дочери? (С. 107. «Жива ли ... пожелаешь ей могилы...»
2-й абзац.)
-
Что за человек
Минский? (Человек, который не считается ни с кем и ни с чем. Не подумав о
бедном старике, он увозит, хотя и добровольно, Дуню. За уход за
мнимым больным, за искреннее сочувствие он отплатил не только обманом.)
Задание. Зачитать
рассказ мальчика о приезжавшей барыне.
- Что
заставило барыню приехать на постоялый двор? (Хорошо, что предположения
Вырина не сбылись, и Минский ее действительно
не бросил. Но вину свою она чувствовала, и не было Дуне покоя. Трагедия
произошла по ее вине: отец спился и умер, похоронили его вместе с
женой.)
- Каким настроением пронизана повесть? Какие чувства
и размышления она вызвала у вас?
В ы вод. Л. С. Пушкин
выступает в защиту маленького человека, бесправного, униженного, доведенного до
отчаяния; здесь звучит и упрек тем,
кто, не думая о родных и близких, совершает необдуманные поступки, заранее не
зная к чему они могут привести.)
IV. Подведение итогов урока.
-
Кто из героев
повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона
Вырина?
- Кому из героев рассказчик симпатизирует?
- Каким настроением проникнута вся повесть? Какие
чувства и размышления она у вас вызвала?
Домашнее задание:
читать повесть «Метель».
Индивидуальное задание
для учеников-ассистентов к уроку 20,
о Лермонтове
|