Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 10.07.2025, 16:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [49]
Литература [114]
Портреты + иллюстрации [18]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Статьи » Литература

А.С.Пушкин. 7 класс

Организационный момент.

П. Проверка домашнего задании.

1. Чтение слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена.

2. Инсценированное чтение отрывка из трагедии «Борис Годунов».

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя. Осень 1830 г. А. С. Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии. (Показ   фотоиллюстраций   из   книги:   Болдино. Осень. 1830. - Фотокнига. -М.: Планета, 1989.)

Из-за вспыхнувшей холеры он вынужден был задержаться здесь.

Осень вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне», - говорил он.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцьг просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

А. С. Пушкину пришлось прожить в Болдине три месяца. За это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», около тридцати лирических стихотворений, «Повести Белкина», в которые входят: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка». «Повести Белкина» - такова тема нашего урока сегодня.

«Материалом для них послужили в большинстве случаев некоторые предания, воспоминания, житейские эпизоды, лично подмеченные или бытовавшие в устной (а подчас и книжной) традиции. Московская вывеска гробового мастера Адриана Прохорова на Никитской, по соседству с домом Гончаровых, навеяла Пушкину фабулу «Гробовшика». Воспоминания о старинном кишиневском приятеле - бесстрашном дуэлянте и боевом офицере Липранди -легли в основу «Выстрела». Разъезды поэта-странника, ожидания и кочевки на почтовых станциях сообщили бытовую оправу «Станционному смотрителю», в «Метели» и «Барышне-крестьянке» опыт личных наблюдений, видимо, сочетался с некоторыми литератур­ными трагедиями...» .

Авторство повестей анонимно, приписано вымышленному лицу - Ивану Петровичу Белкину. Это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности.

Вместе с тем использование распространенного в ту пору приема литературной маскировки ограждало повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся обнаружить в новаторских произведениях Пушкина признаки ослабления его таланта.

Вот как сам Пушкин объясняет это в одном из писем: «... Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется и которые напечатаем также Апопуте. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарии заругает».

«Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам Пушкин на вопрос одного из его знакомых, кто такой Белкин, как-то ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот эдак:

просто, коротко и ясно».

«Повести Белкина» были образцом той прозы, на которой учились многие русские писатели: Гоголь, Тургенев, Чехов...

А вот как оценил это произведение Л. Н. Толстой: «Я с восторгом, мною давно не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. Я на днях это сделал и не могу передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение».

Один из исследователей Пушкина так определил своеобразие пушкинских повестей: «Проза пушкинских новелл эскизна и легка, как его собственные рисунки пером, как беглые наброски «быстрых» рисовальщиков, которые он так любил за их воздушность и выразительность».

Каждая повесть рассказана Белкину (именно он выступает в качестве писателя, на самом деле повести написаны Пушкиным) разными лицами - барышней, армейским офицером, приказчиком и мелким чиновником. Каждый из рассказчиков даст оценку событий со своей точки зрения, что позволяет поэту глубоко проникнуть в жизнь всех сословий и групп. Но это не значит, что точка зрения Пушкина на рассказанные события устранена. Она присутствует в ироническом отношении «к романтическим сюжетам», в выявлении действительных причин тех или иных поступков героев.

Особое место принадлежит повести «Станционный смотритель».

2. Работа  по  повести, прочитанной дома.

Вопрос: В чем трудности службы смотрителей? (Унижение, оскорбления, далее побои. Ч. I, с. 97, 3-я строчка сверху.)

-   Прокомментировать фразу: «Дочка-с, - отвечал он с видом довольного самолюбия...» (Для Вырина, отца Дуни, она единственная радость, надежда, смысл жизни, он любит ее, гордится ею - она его дочь!)

-   Какова внешность Вырина? (... Человека лет 50-ти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах». С. 99.)

Задание: с. 100. Каков Вырин через 4 года?

Что состарило его? За что корил он себя до самой смерти?

С. 103, 1-й абзац. («Чего же ты боишься? - сказал ей отец... до церкви».)

Задание. Зачитать строчки, объясняющие причину отъезда Вырина в город. (С. 104, I ч., 1-й абзац. «Авось ... овечку мою».)

Задание. Пересказать две встречи с Минским. (Учебник, с. 104, послед, абзац, с. 105 - пересказ. С. 107, 1-й абзац, 4 строчки.)

-   Что думал Вырин о судьбе дочери? (С. 107. «Жива ли ... пожелаешь ей могилы...» 2-й абзац.)

-   Что за человек Минский? (Человек, который не считается ни с кем и ни с чем. Не подумав о бедном старике, он увозит, хотя и добровольно, Дуню. За уход за мнимым больным, за искреннее сочувствие он отплатил не только обманом.)

Задание. Зачитать рассказ мальчика о приезжавшей барыне.

-  Что заставило барыню приехать на постоялый двор? (Хорошо, что предположения Вырина не сбылись, и Минский ее действительно не бросил. Но вину свою она чувствовала, и не было Дуне покоя. Трагедия произошла по ее вине: отец спился и умер, похоронили его вместе с женой.)

Каким настроением пронизана повесть? Какие чувства и размышления она вызвала у вас?

В ы вод. Л. С. Пушкин выступает в защиту маленького человека, бесправного, униженного, доведенного до отчаяния; здесь звучит и упрек тем, кто, не думая о родных и близких, совершает необдуманные поступки, заранее не зная к чему они могут привести.)

IV. Подведение итогов урока.

-   Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина?

-   Кому из героев рассказчик симпатизирует?

- Каким настроением проникнута вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?

Домашнее задание:  

читать повесть «Метель».

Индивидуальное   задание для учеников-ассистентов к уроку 20, о Лермонтове

Категория: Литература | Добавил: маргаритка (12.08.2013)
Просмотров: 1633 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 265
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2025 |