Цель: знакомство со сведениями
из биографии А.П.Чехова; анализ рассказа «Толстый и тонкий»
Словарная работа: самосовершенствование, воспитанность.
Ход
урока
«Отец и мать единственные для меня люди на
всем земном шаре, для которых я ничего не пожалею. Если я буду высоко стоять,
то это дело их рук; славные они люди и одно безграничное их детолюбие ставит их
выше всех похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от
плохой жизни…»
I Организационный
момент
II Опрос
изученного
III Новое:
А. П. Чехов
родился 17 (29) января 1860 года в городе Таганроге. «Павла Егоровича и Евгению
Яковлевну Чеховых, — пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов,
старший брат писателя, — Бог благословил многочисленной семьей — у
них было пятеро сыновей и одна дочь. Антон Павлович был третьим сыном. Павел Егорович был
таганрогским купцом второй гильдии,
торговал бакалейным товаром, пользовался общим
уважением и нес на себе общественные — почетные, а потому и бесплатные —
должности ратмана полиции, а впоследствии — члена торговой депутации. Слыл он
среди сограждан за человека состоятельного, но на самом деле едва сводил концы
с концами».
Природа богато
одарила детей Чеховых. Александр и Михаил так же, как
и Антон, стали литераторами, Николай — художником, Иван — оставил добрую
память, будучи учителем. Мария Павловна,
прожившая самую долгую жизнь, была и художницей, и мемуаристкой,
создателем и хранителем Музея А. П. Чехова в Ялте.
«Чехов родился на берегу Азовского моря, в
уездном городе, глухом в ту пору... А детство? Мещанская уездная бедность
семьи, молчаливая, со сжатым ртом, с прямой удлиненной губой мать, «истовый и
строгий» отец, заставляющий старших сыновей по ночам петь в церковном хоре,
мучивший их спевками поздними вечерами, как какой-нибудь зверь; требовавший с
самого нежного возраста, чтобы они сидели по очереди в качестве «хозяйского
ока» в лавке. И чаще всего страдал Антоша, - наблюдательный отец сразу отметил
его исполнительность и чаще других засаживал его за прилавок, когда нужно было
куда-нибудь ему отлучиться. Единственное оправдание - если бы не было
церковного хора, спевок, то не было бы и таких рассказов, как «Святой ночью»,
«Студент», «Святые горы», «Архиерей», не было бы, может быть, и «Убийства», в
котором видно тонкое знание церковных служб и душ простых верующих. Сидение же
в лавке дало Чехову раннее знание людей, сделало его взрослее, так как лавка
его отца была своеобразным клубом таганрогских обывателей, окрестных мужиков и
афонских монахов. Конечно, кроме лавки, помогло еще узнать людей и то, что
будущий писатель с шестнадцати лет жил среди чужих, зарабатывая себе на хлеб, а
затем в Москве еще студентом много толкался в «мелкой прессе», где человеческие
недостатки и даже пороки не очень скрываются... Помогла и профессия врача.
В
1879 году А. П. Чехов окончил таганрогскую гимназию и поступил на медицинский
факультет Московского университета. Здесь, в
Москве, Чехов начинает сотрудничать в юмористических журналах в качестве
автора коротеньких рассказов, фельетонов,
рисунки ко многим из которых делал его брат — Николай Павлович Чехов.
В 1892 году Чехов поселился под Москвой, в деревне
Мелихово.
Писатель так обосновал свое решение: «Если я врач, то
мне нужны больные и больница, если я литератор, то мне нужно жить в гуще
народа».
Чехов никогда не замыкался на
сугубо литературной деятельности. Живя в Мелихове, он, как врач, обслуживал двадцать пять деревень, четыре фабрики и
монастырь. В 1892—1893 годы участвовал в борьбе с эпидемией холеры, на свои
средства построил несколько школ для
крестьянских детей, участвовал в создании библиотеки в Таганроге.
Писателя отличала абсолютная скромность, постоянная неудовлетворенность собой, стремление к
самосовершенствованию, чувство собственного достоинства. В письме брату
Николаю (1886) он изложил те требования, которые в первую очередь неуклонно
применял к себе:
«Воспитанные
люди должны, по мнению А.Чехова, удовлетворять следующим условиям:
1.
Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...
2.
Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего
не увидишь простым глазом...
3.
Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.
4.
Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и
оскорбляет его в глазах говорящего... Они не болтливы и не лезут с
откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим умам они чаще
молчат.
7.
Если они имеют талант, то уважают его... Они горды своим талантом...
8.
Они воспитывают в
себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде,
видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по
оплеванному полу...»
*Какие особенности характера А.П.Чехова
помогли ему стать замнечательным мастером юмористического рассказа?
* «Антоша
Чехонте» – один из псевдонимов Чехова.
Как вы думаете, почему Чехов не сразу стал подписывать рассказы своим настоящим
именем?
(своим именем
Чехов стал подписывать свои произведения спустя 6 лет после появления в печати
первых рассказов. О том, насколько серьезно относился сам писатель к своим
рассказам, говорит тот факт, что он включил свои ранние произведения в первое
собрание сочинений)
II. Чтение и обсуждение рассказа
«Толстый и тонкий».
1.
Кто первый
бросается к другу? Толстый.
2.
Как тонкий
называет толстого? «Миша! Друг детства!»
3.
Состояние обоих:
они приятно ошеломлены.
4.
Монолог тонкого.
5.
Что вспоминает
тонкий? Как дразнил толстого. «Геростратом, а меня Эфиальтом». За что?
Ябедничать любил.
6.
Как задает
вопросы толстый? Восторженно глядя на друга.
7.
Что мы узнаем о
материальном положении тонкого? Плохое жалование, подрабатывает уроками,
пользуется деревянными портсигарами.
8.
А как обстоят
дела у толстого? Стал тайным советником, получил две звезды.
9.
Какие изменения
происходят с тонким? Как он теперь выглядит? Как заговорил? Проследите по
тексту.
Обратим внимание на последнюю фразу: «Все трое были
приятно ошеломлены». Но ведь мы эту фразу уже читали. Что изменилось? Сначала
искренняя радость, а теперь все наигранно, притворно, неестественно.
10. Почему стало
противно? И кому? Какое слово находит толстый, чтобы остановить тонкого?
Чинопочитание.
11 Какое слово найдете вы? Лакейство,
приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства.
12. Почему рассказ называется «Толстый и тонкий»?
Только ли внешний вид героев характеризуют
эти слова? Толстый и тонкий — слова, характеризующие не только внешний
вид, но и социальное положение героев, что и явилось в итоге причиной
конфликта. К тому же, будучи антонимами, эти слова задают тему контраста между
героями.
13. Что смешно, а что грустно в
рассказе А. П. Чехова? Забавны воспоминания
детства. А грустно то, что эти воспоминания для тонкого теряют магическую
власть перед его нынешними взглядами на людей исходя из их общественного
положения, перед рабской угодливостью и чинопочитанием.
Домашнее
задание.
«Воспитанные
люди должны, по мнению А.Чехова, удовлетворять следующим условиям:
1.Они уважают человеческую
личность, а потому всегда снисходительны,
мягки, вежливы, уступчивы...
2.Они сострадательны не к одним
только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...
3.Они уважают чужую собственность,
а потому платят долги.
4.Они чистосердечны и боятся
лжи, как огня. Не лгут они даже в
пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и оскорбляет его в глазах
говорящего... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не
спрашивают... Из уважения к чужим умам они чаще молчат.
5.Если они имеют талант, то уважают его... Они
горды своим талантом...
6.Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть
в одежде, видеть на стене щели с клопами,
дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...»
«Воспитанные
люди должны, по мнению А.Чехова, удовлетворять следующим условиям:
1.Они уважают человеческую
личность, а потому всегда снисходительны,
мягки, вежливы, уступчивы...
2.Они сострадательны не к одним
только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...
3.Они уважают чужую собственность,
а потому платят долги.
4.Они чистосердечны и боятся
лжи, как огня. Не лгут они даже в
пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и оскорбляет его в глазах
говорящего... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не
спрашивают... Из уважения к чужим умам они чаще молчат.
5.Если они имеют талант, то уважают его... Они
горды своим талантом...
6.Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть
в одежде, видеть на стене щели с клопами,
дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...»
«Воспитанные
люди должны, по мнению А.Чехова, удовлетворять следующим условиям:
1.Они уважают человеческую
личность, а потому всегда снисходительны,
мягки, вежливы, уступчивы...
2.Они сострадательны не к одним
только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...
3.Они уважают чужую собственность,
а потому платят долги.
4.Они чистосердечны и боятся
лжи, как огня. Не лгут они даже в
пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и оскорбляет его в глазах
говорящего... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не
спрашивают... Из уважения к чужим умам они чаще молчат.
5.Если они имеют талант, то уважают его... Они
горды своим талантом...
6.Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть
в одежде, видеть на стене щели с клопами,
дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...»
«Воспитанные
люди должны, по мнению А.Чехова, удовлетворять следующим условиям:
1.Они уважают человеческую
личность, а потому всегда снисходительны,
мягки, вежливы, уступчивы...
2.Они сострадательны не к одним
только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...
3.Они уважают чужую собственность,
а потому платят долги.
4.Они чистосердечны и боятся
лжи, как огня. Не лгут они даже в
пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и оскорбляет его в глазах
говорящего... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не
спрашивают... Из уважения к чужим умам они чаще молчат.
5.Если они имеют талант, то уважают его... Они
горды своим талантом...
6.Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть
в одежде, видеть на стене щели с клопами,
дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...»
|