Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 24.07.2025, 05:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [49]
Литература [114]
Портреты + иллюстрации [18]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Статьи » Литература

А.П.Чехов. 6 класс

Цель: знакомство со сведениями из биографии А.П.Чехова; анализ рассказа «Толстый и тонкий»

Словарная работа: самосовершенствование, воспитанность.

 

Ход урока

 

«Отец и мать единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук; славные они люди и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всех похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни…»

 

I Организационный момент

 

II Опрос изученного

 

III Новое:

 А. П. Чехов родился 17 (29) января 1860 года в городе Таганроге. «Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, — пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат писателя, — Бог благословил многочисленной семьей — у них было пятеро сыновей и одна дочь. Антон Павлович был третьим сыном. Павел Егорович был таганрогским купцом второй гильдии, торговал бакалейным товаром, пользовался общим уважением и нес на себе общественные — почетные, а потому и бесплатные — должности ратмана полиции, а впоследствии — члена торговой депутации. Слыл он среди сограждан за человека состоятельного, но на самом деле едва сводил концы с концами».

Природа богато одарила детей Чеховых. Александр и Михаил так же, как и Антон, стали литераторами, Николай — художником, Иван — оставил добрую память, будучи учителем. Мария Павловна, прожившая самую долгую жизнь, была и художницей, и мемуаристкой, создателем и хранителем Музея А. П. Чехова в Ялте.

 «Чехов родился на берегу Азовского моря, в уездном городе, глухом в ту пору... А детство? Мещанская уездная бедность семьи, молчаливая, со сжатым ртом, с прямой удлиненной губой мать, «истовый и строгий» отец, заставляющий старших сыновей по ночам петь в церковном хоре, мучивший их спевками поздними вечерами, как какой-нибудь зверь; требовавший с самого нежного возраста, чтобы они сидели по очереди в качестве «хозяйского ока» в лавке. И чаще всего страдал Антоша, - наблюдательный отец сразу отметил его исполнительность и чаще других засаживал его за прилавок, когда нужно было куда-нибудь ему отлучиться. Единственное оправдание - если бы не было церковного хора, спевок, то не было бы и таких рассказов, как «Святой ночью», «Студент», «Святые горы», «Архиерей», не было бы, может быть, и «Убийства», в котором видно тонкое знание церковных служб и душ простых верующих. Сидение же в лавке дало Чехову раннее знание людей, сделало его взрослее, так как лавка его отца была своеобразным клубом таганрогских обывателей, окрестных мужиков и афонских монахов. Конечно, кроме лавки, помогло еще узнать людей и то, что будущий писатель с шестнадцати лет жил среди чужих, зарабатывая себе на хлеб, а затем в Москве еще студентом много толкался в «мелкой прессе», где человеческие недостатки и даже пороки не очень скрываются... Помогла и профессия врача.

 

В 1879 году А. П. Чехов окончил таганрогскую гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета. Здесь, в Москве, Чехов начинает сотрудничать в юмористических журналах в качестве автора коротеньких рассказов, фельетонов, рисунки ко многим из которых делал его брат — Николай Павлович Чехов.

 

В 1892 году Чехов поселился под Москвой, в деревне Мелихово.

Писатель так обосновал свое решение: «Если я врач, то мне нужны больные и больница, если я литератор, то мне нужно жить в гуще народа».

Чехов никогда не замыкался на сугубо литературной деятельности. Живя в Мелихове, он, как врач, обслуживал двадцать пять деревень, четыре фабрики и монастырь. В 1892—1893 годы участвовал в борьбе с эпидемией холеры, на свои средства построил несколько школ для крестьянских детей, участвовал в создании библиотеки в Таганроге.

 

 

Писателя отличала абсолютная скромность, постоянная неудовлетворенность собой, стремление к самосовершенствованию, чувство собственного достоинства. В письме брату Николаю (1886) он изложил те требования, которые в первую очередь неуклонно применял к себе:

 

«Воспитанные люди должны, по мнению А.Чехова, удовлетворять следующим условиям:

 

1.        Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...

2.   Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...

3.   Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.

4.   Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и оскорбляет его в глазах говорящего... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим умам они чаще молчат.

 

7.    Если они имеют талант, то уважают его... Они горды своим талантом...

8.    Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...»

 

*Какие особенности характера А.П.Чехова помогли ему стать замнечательным мастером юмористического рассказа?

* «Антоша Чехонте»   – один из псевдонимов Чехова. Как вы думаете, почему Чехов не сразу стал подписывать рассказы своим настоящим именем?

(своим именем Чехов стал подписывать свои произведения спустя 6 лет после появления в печати первых рассказов. О том, насколько серьезно относился сам писатель к своим рассказам, говорит тот факт, что он включил свои ранние произведения в первое собрание сочинений)

 

 

 

II. Чтение и обсуждение рассказа «Толстый и тонкий».

1.        Кто первый бросается к другу? Толстый.

2.   Как тонкий называет толстого? «Миша! Друг детства!»

3.   Состояние обоих: они приятно ошеломлены.

4.   Монолог тонкого.

5.   Что вспоминает тонкий? Как дразнил толстого. «Геростратом, а меня Эфиальтом». За что? Ябедничать любил.

6.   Как задает вопросы толстый? Восторженно глядя на друга.

7.   Что мы узнаем о материальном положении тонкого? Плохое жалование, подрабатывает уроками, пользуется деревянными портсигарами.

8.   А как обстоят дела у толстого? Стал тайным советником, получил две звезды.

9.   Какие изменения происходят с тонким? Как он теперь выглядит? Как заговорил? Проследите по тексту.

Обратим внимание на последнюю фразу: «Все трое были приятно ошеломлены». Но ведь мы эту фразу уже читали. Что изменилось? Сначала искренняя радость, а теперь все наигран­но, притворно, неестественно.

10.  Почему стало противно? И кому? Какое слово находит толстый, чтобы остановить тонкого? Чинопочитание.

11 Какое слово найдете вы? Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства.

12. Почему рассказ называется «Толстый и тонкий»? Только ли внешний вид героев характеризуют эти слова? Толстый и тонкий — слова, характеризующие не только внешний вид, но и со­циальное положение героев, что и явилось в итоге причиной конфликта. К тому же, будучи антонимами, эти слова задают тему контраста между героями.

13. Что смешно, а что грустно в рассказе А. П. Чехова? Забавны воспоминания детства. А грустно то, что эти воспоминания для тонкого теряют магическую власть перед его нынешними взглядами на людей исходя из их общественного положения, перед рабской угодливостью и чинопочитанием.

 

 

 

Домашнее задание.

 

«Воспитанные люди должны, по мнению А.Чехова, удовлетворять следующим условиям:

 

1.Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...

2.Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...

3.Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.

4.Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и оскорбляет его в глазах говорящего... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим умам они чаще молчат.

 

5.Если они имеют талант, то уважают его... Они горды своим талантом...

6.Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...»

 

 

 

«Воспитанные люди должны, по мнению А.Чехова, удовлетворять следующим условиям:

 

1.Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...

2.Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...

3.Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.

4.Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и оскорбляет его в глазах говорящего... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим умам они чаще молчат.

 

5.Если они имеют талант, то уважают его... Они горды своим талантом...

6.Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...»

 

 

 

«Воспитанные люди должны, по мнению А.Чехова, удовлетворять следующим условиям:

 

1.Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...

2.Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...

3.Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.

4.Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и оскорбляет его в глазах говорящего... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим умам они чаще молчат.

 

5.Если они имеют талант, то уважают его... Они горды своим талантом...

6.Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...»

 

 

 

«Воспитанные люди должны, по мнению А.Чехова, удовлетворять следующим условиям:

 

1.Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...

2.Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...

3.Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.

4.Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и оскорбляет его в глазах говорящего... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим умам они чаще молчат.

 

5.Если они имеют талант, то уважают его... Они горды своим талантом...

6.Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...»

 

Категория: Литература | Добавил: маргаритка (11.08.2013)
Просмотров: 1452 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 265
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2025 |