Олимпиада школьников по русскому языку
Школьный этап
7 класс
1. В приведённом ниже тексте расставьте пропущенные буквы и знаки
препинания, раскройте скобки, перепишите грамотно текст.
Им…на людей часть истори… народа. Уч…ные уст…новили что в им…нах отр…жаются
быт вер…вания ча…ния ф…нтазия художестве(н,нн)ое творчество народов их
исторические связи.
(Древне)русские им…на были своеобразными х…рактеристиками людей. Имя
д…валось человеку как пр…мета по которой можно было бы выд…лить его из семьи
или рода по каким(либо) внешним призн…кам или по пол…жению в семье а иногда –
по роду его занятий. Им…на д…вались не только в раннем детстве но и в зрелом
возр…сте. При этом «взрослое» имя иногда жило одновреме(н,нн)о с «детским». В Древней Руси (н…)какой разн…ц…
между им…нем и прозв…щем (не)было.
Им…на пр…несё(н,нн)ые на Русь вместе с хр…стианством были
заимствова(н,нн)ы из языков многих восточных и европейских народов. В
б…льшинстве своём новые слова были словами (древне)греческого языка. Так, Жданы
и Храбры Волки и Леб…ди Прекрасны и Несм…яны ст…новились Василиями и
Кири(л,лл)амии Аннами и Евд…киями.
(По В. Волиной)
2. Синтаксический
разбор предложения.
Уч…ные уст…новили что в им…нах отр…жаются быт вер…вания ча…ния ф…нтазия
художестве(н,нн)ое творчество народов их исторические связи.
3. Поставьте ударение в словах:
квартал, сорит, христианин, досуг, формировать, углубить, щекотно, языковая (норма), цемент, кулинария,
нефтепровод, новорожденный, иконопись, столяр, каучук, щавель.
4. В каком ряду во всех словах буква ч обозначает звук [ш] ?
1) Яичница, скучно, конечно;
2) тучный, скворечник, почтальон;
3) ничто, чтение, чемпион;
4) пустячный, ночной, чтобы.
5. Определите лексическое
значение выделенного слова.
1) Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз. (М. Ю. Лермонтов. «Бородино»)
2) Увидели ляхи, что плохо наконец приходит, выкинули хоругвь
и закричали отворять городские ворота. (Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)
3) Варька видит опять грязное шоссе, людей с котомками, Пелагею,
отца Ефима. (А. П. Чехов. «Спать хочется»)
6. Замените словосочетания фразеологизмами, где одним из компонентов было
бы слово «вода».
Имеющий унылый вид; неразлучные друзья; делать бесполезную работу;
скрыть следы неблаговидного дела; бесполезно пропасть, исчезнуть; ничем не проймёшь, всё нипочем; разоблачить,
уличить кого-либо.
7. Прочитайте отрывок из рассказа В. В. Набокова «Гроза».
«Проснулся я оттого, что ночь рушилась. Дикое, бледное блистание летало
по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц. Грохот за грохотом ломал небо.
Широко и шумно шёл дождь».
Подберите синонимы к словам «рушилась»,
«блистание», «исполинский». Как Вы
думаете, почему автор выбрал именно эти слова, а не другие, сходные по смыслу?
Какой изобразительный приём, свойственный поэтической речи, помогает
представить грозу? Объясните, как он реализуется в этом отрывке.
8. Творческое задание.
Напишите две миниатюры на заданную тему в научном и художественном
стилях. Тема: «Земля».
ОТВЕТЫ 7 класс
1. Имена людей – часть истории
народа. Учёные установили, что в именах отражаются быт, верования, чаяния,
фантазия, художественное творчество народов, их исторические связи.
Древнерусские
имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как
примета, по которой можно было бы выделить его из семьи или рода по каким-либо
внешним признакам или по положению в семье, а иногда – по роду его занятий.
Имена давались не только в раннем
детстве, но и в зрелом возрасте.
При этом «взрослое» имя иногда жило одновременно с «детским». В Древней Руси
никакой разницы между именем и прозвищем не было.
Имена, принесённые на Русь вместе с христианством,
были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов. В
большинстве своём новые слова были словами древнегреческого языка. Так, Жданы и
Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасны и Несмеяны становились Василиями и Кириллами,
Аннами и Евдокиями.
(7
баллов)
2.
Синтаксический разбор предложения.
(4
балла)
3. Поставьте ударение в словах:
квартал,
сорит, христианин, досуг, формировать, углубить, щекотно, языковая
(норма), цемент, кулинария,
нефтепровод, новорожденный, иконопись, столяр, каучук, щавель
(8
баллов)
4. В каком ряду во всех словах буква
ч обозначает звук [ш]
1) Яичница, скучно, конечно;
(1 балл)
5. Лексическое значение выделенного слова.
Лафет
– станок артиллерийского орудия.
Ляхи
– поляки (летопись Нестора)
Котомка – сумка, носимая за плечами.
Хоругвь
– название войскового знамени; вертикально свисающее полотнище с изображением
Христа или святых.
(4
балла)
6. Имеющий унылый вид – как в воду
опущенный;
Неразлучные
друзья - водой не разольёшь;
Делать
бесполезную работу – воду в ступе толочь;
Скрыть
следы неблаговидного дела – спрятать концы в воду;
Бесследно
пропасть, исчезнуть – как в воду кануть;
Ничем
не проймёшь, всё нипочем – как с гуся вода;
Разоблачить,
уличить кого-то – вывести на чистую воду.
(7
баллов)
7. Возможные синонимы: рушилась – ломалась, разваливалась; блистание –
сверкание, сияние; исполинский – огромный, громадный, большой, гигантский,
колоссальный.
Автор
при выборе слов учитывает их форму, звуковой облик. Образ грозы создаётся с
помощью звукописи. Например, в словах «бледное» - «блистание» - «небу» -
«быстрый» - «отсвет» - «исполинских» - «спиц» перекликаются согласные б, с,
ц (аллитерация), а также сочетания ли и пи. В первом предложении
перекликаются шипящие ч и ш,
в последнем предложении повторяется ш.
В
отрывке заметно повторение гласного звука о (ассонанс), особенно в двух
последних предложениях.
(9
баллов)
8.
Творческое задание.
(10
баллов)
Максимальное количество баллов –
50.
|