Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 16.05.2024, 07:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [49]
Литература [114]
Портреты + иллюстрации [18]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Статьи » Русский язык

Планирование. 10 класс.
Русский язык и русистика (2 ч)
Русский язык как национальный язык русского народа. Основные этапы исторического развития русского языка. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Формы существования русского национального языка. Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, один из ведущих языков мира. Русский язык как развивающееся явление. Сведения из истории русской письменности.
Русский язык как объект научного изучения. Выдающиеся отечественные языковеды. Основные направления развития русистики на современном этапе. Общие сведения о языке и речи.
 Культура речи (4 ч)
Предмет и задачи языкознания. Основные разделы науки о языке. Структура языка (уровни, основные единицы, взаимосвязь единиц языка разных уровней). Основные функции языка. Язык как знаковая система. Языки естественные и искусственные.
Языки государственные, мировые, межнационального общения.
Общее и различное в русском и других языках.
Язык и речь. Культура речи. Основные аспекты культуры речи: коммуникативность, нормативность, этичность. Языковая норма, ее функции и типы. Динамика языковой нормы. Варианты норм. Типичные ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы. Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы. Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.
Текст,  стили и жанры (23 ч)
Текст как продукт речевой деятельности. Устная и письменная формы текста. Структурно-смысловые признаки текста. Речевая ситуация. Тема, основная мысль (идея) текста. Тема и микротема. Абзац, его назначение в тексте. Соотношение микротемы и абзаца. Типы связи между предложениями в тексте: цепная связь, параллельная, смешанная; средства связи предложений.
Функционально-смысловые типы речи. Типологическая структура описания, повествования, рассуждения.
Функциональные разновидности языка: разговорная и книжная. 
Понятие о функциональных стилях книжной речи (научном, официально-деловом, публицистическом); о разговорном стиле; о литературно-художественном стиле и его принципиальном отличии от остальных стилей речи. Жанр как форма организации речевого материала определённого стиля речи.
Характеристика научного стиля речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Стилистический анализ текста научного стиля речи. Доклад и реферат как жанры научного стиля речи.
Характеристика официально-делового стиля речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Стилистический анализ текста официально-делового стиля речи. Отличительные черты некоторых жанров официально-делового стиля речи: заявления, объяснительной записки, доверенности, характеристики, автобиографии, резюме.
Характеристика публицистического стиля речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Стилистический анализ текста публицистического стиля речи. Некоторые жанры публицистического стиля речи:
статья, очерк, интервью, аннотация, отзыв, рецензия, заметка.
Характеристика разговорного стиля речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Стилистический анализ разговорного стиля речи. Некоторые жанры разговорного стиля речи: беседа, дневниковые записи, частная переписка, дискуссия.
Культура устного и письменного общения. 
Эстетическое богатство и разнообразие литературно-художественного стиля речи. Роль художников слова в развитии и совершенствовании русского литературного языка.
Комплексный анализ текста.
Виды переработки текста (план, тезисы, конспект).
Изложение как разновидность текста.
Сочинение по прочитанному публицистическому и литературно-художественному тексту. Сочинение в жанре эссе.
Повторение и обобщение изученного материала; контроль (2 ч)
Лексика. Фразеология. лексикография (16 ч)
Слово — основная единица языка. Лексическое значение слова. Грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова. Многозначность и омонимия. Паронимы, синонимы, антонимы; их выразительные возможности.
Активный и пассивный словарь русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Заимствования из славянских языков. Заимствования из неславянских языков.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Виды стилистической окраски слова.
Лексический разбор слова.
Фразеологизмы.Употребление фразеологизмов в различных стилях речи. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова.
Источники фразеологии. Выразительные возможности фразеологических единиц.
Изобразительно-выразительные средства лексики, их использование в художественном тексте.
Лексические нормы. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексических норм.
Лексикография. Словарные описания языковых единиц. Различные виды лингвистических словарей. Объем и характер информации о слове в различных словарях.
Повторение и обобщение изученного материала; контроль (2 ч)

Фонетика. орфоэпия. Графика (12 ч)
Предмет изучения фонетики. Звуковой состав русского языка.
Основные единицы фонетики: звуки речи, слог, ударение, интонация. Характеристика звуков речи: гласные (ударные и безударные) и согласные (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие). Исторические изменения в звуковом составе русского языка.
Понятие о графике. Звуки и буквы, алфавит. Исторические изменения в буквенном составе русского языка. Фонетическая транскрипция.
Понятие об орфоэпии. Звук и фонема. Чередования звуков (исторические и позиционные). Основные нормы современного литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков, сочетаний согласных. Особенности произношения слов иноязычного происхождения. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Фонетический разбор слова.
Изобразительно-выразительные средства фонетики.
Морфемика и словообразование (10 ч)
Понятие о морфемике и словообразовании. Значимые части слова. Корневая морфема и основа. Аффиксальные морфемы (приставки, суффиксы, окончания, постфиксы). Интерфиксы, их назначение в слове.
Материально выраженные и нулевые окончания. Материально выраженные и нулевые суффиксы. Словообразующие и формообразующие суффиксы. Приставки, их роль в слове. Синонимия, омонимия, паронимия приставок; синонимия, антонимия суффиксов. Постфиксы, их отличия от других значимых частей слова.
Формообразование и словообразование. Способы образования слов. Словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо.
Морфемный и словообразовательный разборы слова.
Понятие об этимологии.
Повторение и обобщение изученного материала; контроль (2 ч)
Орфография (20 ч)
Принципы русской орфографии: морфематический, фонетический и традиционный. Слитные, раздельные и дефисные написания.
Орфограмма. Орфографические нормы.
Написание слов и их значимых частей:
— правописание безударных гласных в корне слова; правописание чередующихся гласных в корне слова; правописание звонких и глухих согласных в корне слова; правописание согласных корня перед суффиксами; правописание непроизносимых согласных в корне слова; правописание удвоенных согласных;
— правописание приставок, правописание букв ы, и после приставок;
— правописание букв а, и, у после шипящих; правописание букв ы, и после ц; правописание букв о, е, ё после шипящих и ц;
— употребление ь для обозначения мягкости согласных; употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова; употребление разделительных ъ и ь;
— употребление букв э, е, ё и буквосочетания йо.
Употребление прописной и строчной букв.
Правила переноса слов.
Исторические изменения, под влиянием которых сложилась современная система орфографических норм: утрата гласных ъ и ь, возникновение закрытых слогов, редукция безударных гласных, отвердение шипящих и ц, произношение звука о на месте буквы е, совпадение в звучании «ять» и е.
Повторение и обобщение изученного материала; контроль (2 ч)
Итоговое повторение, обобщение, контроль (10 ч)

Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании 11-го класса учащиеся должны:
1) в области языковой и лингвистической (языковедческой):
знать
— основные сведения о функциях языка; о лингвистике как науке; о роли старославянского языка в развитии русского языка; о формах существования русского национального языка; о литературном языке и его признаках;
— системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
— понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
уметь
— проводить различные виды лингвистического анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
— привлекать сведения из истории русского языка при проведении лингвистического анализа языковых единиц;
— разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
— проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и типов речи;
— оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления;
— анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
— применять знания о нормах литературного языка на практике;
— соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
— извлекать необходимую информацию из различных учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
— производить лингвистический анализ текста (полный и частичный);
— иллюстрировать орфографические и пунктуационные нормы примерами из предложенного текста;
— находить и исправлять орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки в тексте;
— классифицировать орфограммы и пунктограммы в тексте;
— производить все виды разбора как слова, так и предложения;
— конструировать предложения, строить их схемы;
— определять роль конструкций, не являющихся членами предложения;
— заменять обособленные члены предложения, предложения с прямой речью и т. д. синонимическими конструкциями;
— комментировать выбор орфограмм и пунктограмм; доказывать, где это возможно, свое мнение графически;
2) в области коммуникативной:
знать
— компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; основные особенности каждого вида речевой деятельности;
— основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, деловой и обиходно-бытовой сферах общения;
уметь
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
— использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;
— извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
— владеть основными приёмами информационной переработки устного и письменного текста;
— создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
— применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
— применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
— оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
при работе с текстом:
уметь
— определять тему, основную мысль;
— озаглавливать текст; находить ключевые слова (словосочетания);
— определять принадлежность текста к тому или иному типу и стилю речи;
— определять языковые средства связи предложений в тексте;
— делить текст на абзацы, объяснять уже имеющееся абзацное членение;
— определять авторскую позицию, высказывать и аргументировать свою точку зрения;
— использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста: составлять планы (простой и сложный), конспекты, выделять тезисы;
—оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе художественных текстов;
— создавать (владеть навыками написания) изложения (в том числе с элементами сочинения), сочинения в жанре эссе, сочинения по прочитанному тексту;
— производить комплексный анализ текстов различных типов, стилей и жанров;
3) в области культуроведческой:
знать и понимать
— осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа;
— осознавать связь языка и истории, культуры русского и других народов;
— осознавать взаимосвязь развития языка и литературного процесса;
уметь
— соблюдать нормы русского речевого этикета, культуры межнационального общения.

Категория: Русский язык | Добавил: маргаритка (09.09.2013)
Просмотров: 1261 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Учитель - это
Всего ответов: 173
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2024 |