Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 17.05.2024, 09:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [49]
Литература [114]
Портреты + иллюстрации [18]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Статьи » Литература

Эволюция взглядов А.Н. Островского.

В начале 50-х годов, чуть позже написания пьесы «Свои люди - сочтемся!» Островский писал: «Я был молодым и слишком жестоким… теперь я соединяю комическое и высокое. Исправители найдутся и без нас»

        Теперь в его пьесах побеждают  светлые стороны русского национального характера, народная нравственность. Вершиной зрелого творчества является «Гроза» - результат экспедиции по Волге 1856-1857 гг. Люди «Грозы» живут в особом состоянии мира - кризисном, катастрофическом. Пошатнулись опоры, сдерживающие старый порядок. Только внешне все благополучно. Патриархальность уходит в прошлое.

        В последних пьесах Островского изображается «пучина», «лес» нового времени. Создавая собирательный образ «волков», Островский широко использовал сатирические приемы.

        1870-1880-е гг. Период бурного и стремительного развития экономики и накопления капитала в России. С середины 60-х годов в России наблюдается подъем предпринимательства. Даже офицеры подавали в отставку и открывали книжную или бельевую лавку.  Правительство передало в частные руки некоторые убыточные казенные предприятия. В пореформенные года выдвинулась целая плеяда талантливых русских предпринимателей (Бахрушин, Путилов, Губонин). В жизни россиян появляется много нового, в русский лексикон входят непривычные для русского уха слова. Сложный, пестрый, неугомонный мир вошел и в произведения Островского, ставшего своеобразным летописцем пореформенной России, бурлящей, вступившей на недовольный ей путь капитализации.

        В пьесах А. Островского выведены образцы дельцов новой формации, чья жизнь строится на строгом расчете; неприспособленных дворян; творческой интеллигенции, с трудом пробивающей себе дорогу в условиях интенсивной коммерциализации; показано время, когда нормой стали деловые браки (мезальянсы). Пукирев «Неравный брак»

2. Особенности творчества А. Островского в 1870-1880 гг.

        Для творчества этого периода характерны:

·        устойчивые темы;

·        штрихи и психологические физиономии русского характера;

·        усиление социальных и политических обобщений, с одной стороны, углубление лиризма, обращение к общечеловеческим ценностям, с другой стороны;

·        повышенное внимание к незащищенному человеку, резко выделяющемуся моральными качествами, сложным духовным миром;

·        фольклор сменяет классическая литература (Паратов, например, цитирует «Гамлета»);

·        народная песня вытесняется романсом (Лариса поет романс Боратынского «Не искушай меня без нужны»).

Словарная работа.

        Эволюция - развитие, процесс изменения чего-нибудь от одного состояния к другому.

        Предприниматель - 1) капиталист - владелец предприятия.

   2) предприимчивый и практический человек.

        Коммерция - торговля, торговые операции.

        

        Мезальянсы (устаревшее) - брак с лицом более низкого социального положения, класса.

        Хищный - 1) о животных: питающийся животными;

                        2) переносное: жадный, полный стремления овладеть кем-нибудь, выражающий такое стремление.

                

1.     История создания пьесы «Бесприданница»

«В такой пьесе, как «Бесприданница», подкупает не только мысль художника - мысль нравственная и гуманная. В ней сама глубь жизни, желание, постичь ее загадку, коснуться… доброго и дурного в людях».

                                                                В. Лакшин

- Перенесемся мысленно в Щелыково, где работает драматург над пьесой «Бесприданница». О чем он думает в тиши кабинета? Почему именно сейчас, когда ушла из жизни преданно любящая его женщина, обращается он к теме любви? Были ли сказаны те слова? Или сердце болело оттого, что опоздал их произнести? Что хотел сказать нам Островский? И не в этом ли секрет пьесы, который предстоит разгадать будущим поколениям?

А газеты того времени наперебой: «Как измельчал талант нашего первого драматурга!» «Островский пережил свой талант!»

Но почему так трогает эта «неудавшаяся пьеса», почему не отпускает, заставляет думать? В чем же ее тайна?

Подойдем к раскрытию этой тайны с самого начала, с истории создания.

(Ученик с докладом)

Друг Островского, актер М.И. Писарев, передавал рассказ самого драматурга о первоначальном сюжете пьесы под названием «Бесприданница»: «На Волге старуха с 3 дочерьми. 2 разухабистые, и лошадьми править, и на охоту. Мать их очень любит, и им - приданное. Младшая - тихая, задумчивая, бесприданница. Два человека влюблены. Один деревенский житель, домосед, веселиться, так веселиться, все удается у него. Читает «апостола», ходит на охоту. Другой нахватался верхушек, но пустой. Живет в Питере, летом в деревне, фразер. Девушка в него влюбилась, драма». Судя по этой записи, перед нами первые подступы к сюжету, который определился окончательно лишь к ноябрю 1874 года.

Есть и другая версия.

Материалом для «Бесприданницы» послужило судебное дело - убийство молодой женщины на почве ревности, разбиравшееся в Кинешме в бытность Островского мировым судьей. Драматург «внимательно изучил это дело, беседовал с целым рядом лиц, причастных к нему».

Художественная реализация сюжета растянулась на долгие годы.

1 октября 1876 года Островский сообщал Ф.А. Бурдину из Шлыкова: «Все мое внимание и все мои силы устремлены на следующую большую пьесу, которая задумана больше года тому назад и над которой я беспрерывно работал. Я думаю кончить ее в этом же году и постараюсь отделать самым тщательным образом, потому что это будет сороковое мое оригинальное произведение».

        Однако прошло еще два года напряженного творческого труда, прежде чем 17 октября 1878 года Островский на беловом автографе «Бесприданницы» с чувством облегчения и творческого торжества сделал надпись: «Ария 40», а в письме к начальнику репертуарской части петербургских театров П.С. Федорову сообщил: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений».

        В октябре 1878 года Островский возвращается из Щелыкова в Москву и по принятой традиции поверяет свою очередную драму на суд избранной публики посредством литературных чтений. На сей раз они проходят с редким для драматурга успехом.

        3 ноября 1878 года он сообщает Ф.А. Бурдину: «Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были враждебные лица и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений».

        Через месяц состоялись премьеры «Бесприданницы» в Малом театре и в Александринском театре в Петербурге. Еще два месяца спустя она была опубликована в первом номере «Отечественных записок» за 1879 год.

2.     Работа с учащимися по пьесе Островского «Бесприданница»

Учитель: Обычно названия пьес Островского - поговорки, пословицы, то есть фразы со смыслом («Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень», «Без вины виноватые»). Даже в «Грозе» есть подтекает. В «Бесприданнице», на первый взгляд, нет подтекста. Ну, кто такая бесприданница?

Словарная работа.

Бесприданница - в старое время: бедная девушка, не имеющая приданного (Ожегов)

Приданое - имущество, даваемое невесте ее семьей для жизни в замужестве.

(Даль)

Приданница - невеста с богатым приданным.

Бесприданницей зовут, в похвалу,  невесту, которую берут безо всего.

- Это девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданное.

- Разница есть, и по-иному звучит название пьесы.

Проанализируем список действующих лиц

Кто же она - бесприданница?

- Лариса - единственная, чья фамилия не указана. Почему? Чем она отличается от других? У Островского имена и фамилии говорящие.

- О смысле имен и фамилий у нас готовила исследовательскую работу группа. (Ответственный отвечает)

Кнуров (диалект.) - кнур - боров, хряк, кабан.

Паратов (прил. паратый - бойкий, сильный, дюжий усердный, ражий)

Вожеватов (вожеватый народ - развязный, беспардонный)

Харита Игнатьевна Огудалова (греч. харис-изящество, прелесть, красота. Харитами величали цыганок из хора;

Игнатами называли в Москве каждого цыгана, огудать - обмануть, обольстить, надуть, провести.

Огудалой в народе называли шута, мошенника и обманщика.

Юлий Капитонович Карандышев (Юлий - имя знаменитого римского императора Цезаря;

Капитон (лат. капитос - голова; Карандышев (карандыш - неподросток, коротышка, человек с непомерными ничем не обоснованными претензиями).

Лариса (греч. - чайка)

Вывод: главная героиня не вписывается в этот круг лиц.

        Потребность осмыслить и высмеять социальные отношения и интерес к жизни сердца - это, как правило,  существовало  у Островского в одном художественном произведении. На этой особенности мы построим нашу беседу.

План беседы.

1.     Царство хищных, цепких и умных дельцов (проверка домашнего задания - таблица «Жизненная позиция» значительных лиц в городе»)

2.     «Женский вопрос» в России в 1870-1890-е годы (инд.задания).

3.     «Я любви искала…» Образ Ларисы Огудаловой

4.     Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Сравнительная характеристика.

Учитель: «Царство хищных, цепких и умных дельцов» или «значительные лица в городе».

Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, получают европейское образование. Купеческие характеры утончаются и усложняются. Это теперь культурный буржуа-предприниматель.

-Какова жизненная позиция Кнурова, Вожеватого, и Паратова?

Категория: Литература | Добавил: маргаритка (14.01.2014)
Просмотров: 2196 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 264
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2024 |