Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 16.05.2024, 08:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [49]
Литература [114]
Портреты + иллюстрации [18]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Статьи » Литература

А.Н.Островский

Вот авторская характеристика, данная посредством ремарки: «Лариса - молодая девушка, одетая богато, но скромно».

У окружающих она вызывает уважение и восхищение. Кнуров говорит о ней: «приятно с ней одной почаще видеться, без помехи…» или «Лариса создана для роскоши…»

Его мнение разделяет и давний друг Ларисы - Вожеватов: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет». Он рассказывает Кнурову историю любви Ларисы к Паратову: «А уж она его любила, чуть не умерла с горя. какая чувствительная!»

Лариса не умела прятать от других свои чувства. Кнуров о ней говорит: «Не глупа, а хитрости в ней нет. К тому расположена, нисколько этого не скрывает».

В разговоре она открыта и прямолинейна. Всегда имеет свое мнение. не любит, когда ей указывают. Когда Карандышев ей запрещает петь, она возмущается: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа».

Учитель:

- Торг за Ларису охватывает всех мужчин - героев пьесы. вокруг нее образуется целый круг претендентов. Но что они ей предлагают?

Ученик: - Кнуров и Вожеватов - содержание. Карандышев - положение честной замужней женщины и унылое существование. Паратов хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы. Лариса для него просто сильное увлечение. Кто  не увлекался? Такова его философия.

А для Ларисы главное - любовь. Она полностью доверяет своему избраннику и готова следовать за ним хоть на край света.

Инсценирование: страница 269.

Учитель:

- И ни уговоры матери, ни укоры будущего мужа не могут удержать ее от возможности быть рядом с любимым: «Всякие цепи - не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести возьму на себя».

Лариса поет Паратову романс на стихи Боратынского «Не искушай меня без нужды».

Почему этот романс?

Ученик 

- В духе этого романса воспринимает Лариса и характер Паратова , и свои отношения с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. в ее глазах роман с Паратовым - это история о том, как, овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы искушал ее.

Учитель:  

В фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» звучит другой романс «А напоследок я скажу…»

Прослушав романс, ответьте на вопрос: Почему режиссер поменял романс, в чем разница»

Это исследование показывает нам, что это разные виды искусства. И художник Рязанов имеет свое видение этого произведения.

- Постепенно несоответствие между романтическими представлениями людей, ее окружающих и ей поклоняющихся, нарастает по мере развития действия драмы.

- Почему Лариса собирается выйти замуж за Карандышева? (Бросает вызов непостоянству Паратова).

- Каким себе Лариса представляет Карандышева? (Его она тоже идеализирует. В своем представлении она наделяет его доброй и любящей душой. Но героиня не чувствует уязвлено-самолюбивой, завистливой основы в душе Карандышева)

- А Карандышев как относится к Ларисе?

(Он скорее торжествует победу, нежели любит. Он тешит свое самолюбие, что такая женщина, как Лариса, выбрала его. Но Лариса долго не замечает этого, потому что она вообще не видит в людях ничего пошлого, действуя в соответствии с романсами, живя их законам).

- Наступило ли прозрение у Ларисы?

  (Да. Самое глубокое разочарование для Ларисы – это то, что все люди относятся к ней, как к вещи).

Инсценировка «Вещь, да вещь…»

- В порыве отчаяния Лариса бросает вызов миру наживы: «Ну уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой».

- Есть ли выход у Ларисы в данной ситуации?

(Лариса сама не способна на более решительный шаг, но выстрел Карандышева воспринимается ею как благодеяние. Лариса умирает со словами прощания на устах: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама… сама… Ах, какое благодеяние!»)

Ученик:

Критики о Ларисе

П.Д. Боборыкин: «Эта девушка со своими страданиями могла бы привлечь наше внимание, будь она личностью колоритной, крупной, общественно значимой. Увы… ничего этого в ней нет, Лариса говорит банальности, ее рассказ о том, почему она Паратова, «развратника и нахала», считает «героем», просто смешен своей умственной и нравственной низменностью».

В.Я. Лакшин: «Трудно судить Ларису за эту опустошенность души».

В.Коровин: «Лариса – героиня психологической драмы лишь постольку, поскольку действие сосредоточено вокруг нее. Но по своему характеру она лишена цельности».

Б.О. Костелянец: «Душевная сила Ларисы в том и сказывается, что, когда ее любовь растаптывают, когда это вызывает в ней гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу, она все же способна понять, на что ее обрекают. Она противостоит ситуации, не отдает себя в добычу соблазну».

Беседа по вопросам:

  1. Можете ли вы согласиться, что Лариса не может «привлечь наше внимание», так как она не «крупна», не «колоритна»  как личность, в ней нет ничего «общественно значимого»?
  2. Могли бы вы назвать речи Ларисы «банальными», «смешными», «умственно низменными»? Обоснуйте сове мнение.
  3. Можете ли вы согласиться, что героиня демонстрирует «опустошение души»? Если вы с этим согласны, то почему трудно винить в этом саму героиню?
  4. Можете ли вы согласиться, что в определенный момент Лариса переживает «гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу»? Аргументируйте свой ответ обращением к тексту.
  5. Согласны вы с мыслью критика Коровина, что Лариса – героиня «психологической драмы»?
  6. Вы согласны с тем, что героиня драмы «лишена цельности»?
  7. Как и кем представлен в «Бесприданнице» «соблазн»? Больших или душевных  сил стоит Ларисе не отдавать себя в «добычу соблазну»?
  8. Вы согласны с тем, что для Ларисы характерна «душевная сила»?
  9. Чье отношение к героине вы считаете более логичным, правильным?

Вывод: Лариса – чудесный образ: прелестная, чистая, умная, богато одаренная девушка. Она жадно тянется к светлой жизни, полной любви («Я, словно бабочка к огню, стремилась так неодолимо…»), но обречена погибнуть в условиях золотых цепей («Любовь – обманная страна, и каждый в ней несчастлив…»). Это– «горячее сердце» в бессердечном мире купли-продажи, циничного торга. Это – белая чайка, попавшая в стаю стервятников.

 

Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика. Составление таблицы.

Различное.

Катерина

Лариса

Душа Катерины вырастает из народных песен, сказок и легенд. В ее мироощущении живет многовековая крестьянская культура. Катерина религиозна и набожна.

Характер Катерины целен, устойчив и решителен.

Лариса Огудалова – девушка гораздо более хрупкая и незащитная. Лариса ничем не поддержана: ни религией, ни церковью, ни страхом перед дьяволом, ни боязнью кары за торжество справедливой любви. В ее музыкально чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Баратынского. Ее натура более утонченна и психологически многокрасочна. Но именно поэтому она лишена свойственной Катерине внутренней силы и бескомпромиссности: «Расставаться с жизнью совсем не так просто…А ведь есть люди, для которых это легко».

Общее.

По меткому выражению А.И Ревякина, Катерина и Лариса – это «образы больших человеческих страстей». И Лариса, и Катерина хотели любить и быть любимыми, да обманулись. И Лариса, и Катерина отличаются от других тем, что у них отсутствует двойственная мораль. (Катерина – что «при людях, что без людей», - одинакова; по словам Кнурова, в Ларисе «хитрости нет»). А еще их объединяет образ великой русской Волги – символа красоты, силы, мощи. Она одна лишь вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения. В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела свободу Лариса, человек «горячего сердца».

«Вот красота – то куда ведет… в самый омут».

Подведение итогов.

В «Бесприданнице» Островский приходит к раскрытию сложных, психологически многозвучных человеческих характеров и жизненных конфликтов. Не случайно в роли Ларисы прославилась В.Ф. Комиссаржевская, актриса утонченных духовных озарений.

Основная идея «Бесприданницы» состоит в утверждении того, что в обществе властвует бессердечный «чистоган», превращающий неимущего – в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения. Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее – таково то трагическое положение, в которых оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют «идолы», подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом,  волчьей хваткой, и гинут, вступая в неравную борьбу, честные люди. Справедливо высказывание А.И. Ревякина, что «для сюжетов своих пьес Островский избирал не мелкие бытовые факты и события, а наиболее значительные, типичные, общеинтересные, способные трогать миллионы людей из самых разнообразных общественных слоев».

Актуальность произведения Островского подтверждается  тем, что во многих театрах страны идет пьеса «Бесприданница, о чем свидетельствует приготовленная вами афиша. А в рецензии на спектакль театрального критика читаем: «Каждый раз убеждаюсь, как Островский современен. Такое ощущение, что на сцене сегодняшний день».

Домашнее задание – сочинение

  1. «Зачем же люди лгут, что Островский устарел»
  2. Что привлекает меня в образе Ларисы Огудаловой.
  3. Осуждаю я или оправдываю Ларису Огудалову?
Категория: Литература | Добавил: маргаритка (14.01.2014)
Просмотров: 4674 | Теги: Пьесы, Островский, литература | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Учитель - это
Всего ответов: 173
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2024 |