Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 19.05.2024, 05:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Новости в образовании [40] Новости нашего городка [121]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Календарь
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » 2014 » Март » 29 » Педагогический марафон - 2014
19:19
Педагогический марафон - 2014

http://http://news.1september.ru/article/51655/

25 марта - День классного руководителя Российская федерация

Педагогический марафон 2014
В этот день залы главного корпуса МГПУ на Малой Пироговской заполнили классные руководители – 800 учителей из разных уголков страны выбрали наш Марафон в качестве площадки профессионального развития. Это люди, которым хочется двигаться дальше, выстраивать свою траекторию развития. Каждый сам решал, как использовать занятие, насколько быть активным – в зависимости от собственных профессиональных задач.

 

Лекция «Инновационный вызов современной школе: индивидуальные образовательные программы учеников» была прочитана Татьяной Ковалевой, доктором педагогических наук, профессором кафедры педагогики МПГУ, Президентом Межрегиональной тьюторской ассоциации. Цель - «открыть дверь в пространство тьюторской педагогики». Вокруг индивидуализации образования много мифов - но это не индивидуальный подход и не индивидуальные занятия. Суть в том, что человек понимает про себя. Умеет ли он выбирать то, что надо ему, а не просто «надо»? Культура выбора - это разбуженная культура, ее приходится выращивать. Пока не умеем - пока образование у нас стандартоориенитрованное. Хотя пора бы понять, что стандарт - это политика. Педагогика ориентируется на ребенка. Не случайно запад постоянно понижает стандарт - нет большой доблести в том, что ребенок решает логарифмы, но не может распознать свои цели и потребности. Важно знать: индивидуализация - процесс развития субъективности. Это точно входит в наши планы?

Лекция «Как работать с интересом современного школьника: основания, средства, условия», прочитанная Юлией Изотовой, руководителем Московского тьюторского центра, главным редактором журнала «Тьюторское сопровождение», была посвящена уже средствам работы с детской субъективностью. Интерес - первая ее ласточка. Но, во-первых, интерес непросто поймать. Даже насыщая пространство разными активностями и организованностями, трудно сделать так, чтобы элементы этого пространства стали явными для ребенка. Но он обязательно за что-то ухватится, если у него есть личные цели. (Тут лектор приводила пример с листком бумаги, который можно использовать в десяти как минимум самых разных ситуациях). Если нечто востребовано на уровне мотивации, оно сработает. И будет обязательно преобразовано. И все-таки - откуда берутся у ребенка цели? В том и роль тьютора - он создает такие ситуации, где ресурсы ребенка могли бы открыться, где он смог бы себя апробировать. Тогда он может что-то понять про себя, понять - где он, в чем его сила. Большая часть лекции была посвящена картированию ресурсного поля как способу работы с реальностью ребенка: «Кто какой, как это выглядит, как называется… и оказывается, у некоторых детей похожие задачи, и один другому может быть ресурсом».

Лекция Екатерины Александровой, доктора педагогических наук, профессора Саратовского госуниверситета имени Н.Г.Чернышевского, на тему «Классный воспитатель, классный руководитель, тьютор: в какой роли мы нужны современному ребенку?» лишь отчасти соотносилась с тьюторскими штудиями. Большое место было уделено повседневной - такой узнаваемой - практике общения с детьми с позиций «надо». Тогда как современный ребенок долженствование в чистом виде не приемлет, он спрашивает «зачем». Однако сплошь и рядом проводятся мероприятия, которые детям совершенно не нужны (были примеры, у лектора большой опыт чтения планов воспитательной работы). «Попробуйте спросить детей, которые пришли к вам на классный час, - вы зачем сюда пришли? - обращалась лектор к залу. - Вы услышите невероятные ответы!» В результате - та классификация выпускников школы, которую им дают старшекурсники: «пофигисты», «конформисты», «нехочухи». А где творческий дух и перфекционизм? С другой стороны - классного руководителя ценят за бумаги и картинки-презентации. А можно ли снять и зафиксировать разговор с ребенком наедине? А работу клуба по принципу сопроживания? Элемент тьюторства в работе классного руководителя крайне востребован современным ребенком.

Центральное событие Дня - лекция Марины Битяновой, кандидата психологических наук, директора Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», главного редактора журнала «Классное руководство и воспитание школьников». Она называлась «Современный ребенок: каков он?»

Новые дети - и по физическому, и по психологическому складу - мыслят образами и схемами, тогда как их погружают в процессуально-логические связи. Они неагрессивны и недирективны, акселерация сменилась ювенилизацией (они дольше созревает физиологически). Они послушнее, подростковый кризис ушел из школы, а с ним и энергия взросления. У них уже другой тип волевой саморегуляции - без понимания цели не запускается мотивационная активность. Другой тип сознания - синтезирующее, а не аналитическое. В потоке вываливающейся им на голову информации каждый сам учится быть человеком - среди них много людей, выстроивших для себя морально-ценностные опоры самостоятельно. Но больше - не сумевших это сделать при отсутствии ценностей, абсолютных для всех в обществе. Все это мало освоено педагогикой. Но дети - какие есть - ищите новый педагогический язык.

Более того, роль детства как особого возраста в современном обществе снижается. Мир взрослых "игроизируется" - они много играют на полном серьезе. Они и с ребенком - словно в "дочки-матери" играют. А дети взрослеют все раньше. Так что же делать? Понимать свое незнание. Прислушиваться к переменам. Пытаться найти образование, которое подходило бы современным детям. А именно: меньше готового знания в пользу самостоятельно добываемого; вообще: меньше объема, больше точек зрения и общения. Изменение самих представлений учителей об образовательном процессе совершенно необходимо.

Лекция Марины Чибисовой, кандидата психологических наук, доцента Московского городского психолого-педагогического университета, главного редактора журнала «Школьный психолог» была посвящена теме "Как заинтересовать родителей при помощи интерактивных форм работы". Как мы знаем, партнерские отношения с родителями не складываются из-за притязаний сторон на «я лучше знаю». Лектор назвала и раскрыла в деталях три магических правила разговора с родителями: кратко, грамотно, безопасно. В чем наша цель? Нам нужна обратная связь. Ее нет без понимания запроса родителей. О том, как неназойливо и тонко организовать поддержку воспитательской грамотности родителей и шла речь. Например, по модели Дэвида Колба: никакой теории вначале, а - получение опыта, осмысление, теоретическая рефлексия (знания) - экспериментирование.

А Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» познакомил гостей марафона с прекрасными классными руководителями из гимназии № 1514 (Москва) - в рамках занятия «На пути к самостоятельности: развитие организационных умений у подростков». Занятие вела Татьяна Беглова. Речь шла о теории постановки цели - как понятно из обзора, это тема, которая прошивала все мероприятия дня. Но когда конкретный учитель рассказывает о конкретном процессе принятия детьми цели, это потрясающе интересно. Елена Магич, классный руководитель 6 класса дала метафору: когда есть гора камешков (цель), надо представить ее как ряд камешков (задач). И рассказала, как неудачный опыт создания школьной газеты всех удивил и привел класс к новому поиску. Но тут умелое руководство - то есть понимание всего поля условий создания хорошего продукта - важно: детям не очевидны подробности, даже удивительны. Не забудем цепочку структуры любой деятельности: мотивы - цель - задачи - планирование - контроль - рефлексия. «Наша действительность - это наша деятельность» - звучало на занятии.

Наконец о последней - но не по важности - лекции Даниила Дорофеева, доктора философских наук, профессора, президента Российского общества Макса Шелера, члена Санкт-Петербургского философского общества: «Мир в Интернете: перспективы формирования творческой личности».

Говорить о том, что мир Интернета не вполне настоящий, лектор начал не сразу. Сначала он обрисовал древнюю Грецию, колыбель культуры. Мир принципиально открытый и личностный, в котором не столько южное солнце, сколько интенсивность общения людей продуцировало радость. Условие, без которого творческое развитие невозможно: «Грек всегда был вовлечен в дружественную общность, коллективное существование было естественным, а образовательный процесс - публичным, он шел на каждом шагу. Об убийственности образования без диалога говорил еще Платон. Но что происходит, когда образование идет в интернете? Компьютер трансформирует знания в информацию. Ее не переосмысливают, а передают. Это контент, а не содержание. Творческое начало там не разовьешь. А личностная составляющая не может появиться ни из какого другого места, как из живого контакта человека с другим человеком. Никто никогда не сможет заменить учителя, который в живую открывает ребенку мир культуры. Таких учителей сегодня очень не хватает…

… Что же на круг? У каждого учителя свои «коридоры» - культурные школы, философские основания, психологические предпочтения, технические ходы - то к чему мы привыкли, к чему прибегаем при решении задач. Не будем забывать, что очень часто это стереотипный набор. Не попробовать ли другие? Приходите на марафон! Второй день был тоже очень интересный.

Людмила КОЖУРИНА

 

Категория: Новости в образовании | Просмотров: 955 | Добавил: маргаритка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Архив записей
Календарь
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наш опрос
Учитель - это
Всего ответов: 173
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2024 |