Звучит мелодия. На фоне музыки читается
«Сказка о Чайке».
История о чайке
М. Скребцова
Океан
был гладкий и спокойный. В нем, как в чистейшем зеркале, отражались солнце,
бездонная синева неба и белые крылья чаек. Время от времени чайки ныряли в
водную гладь, чтобы выхватить рыбку, а потом опять взмывали вверх. Одна из
чаек впервые взяла с собой сына. День был на удивление тихий. Чайка с гордостью
смотрела, как ее сыночек учится летать над океаном, высматривая рыбешек.
Внезапно
поднялся ураганный ветер и понес птенца в открытый океан. Чайка тревожно
закричала и бросилась следом. Она пыталась удержать сына, но маленькие крылья
птенца не могли сопротивляться порывам ветра, и его уносило все дальше от
берега. Начался шторм, поднялись огромные волны, и неожиданно одна из них
накрыла птенца. Чайка кинулась спасать своего ребенка, но было поздно, его
нигде не было видно.
Весь
день чайка летала над океаном и тревожными криками звала сына. Шторм уже утих,
но мать продолжала искать. Наконец, она обессилела и вернулась на берег.
Жизнь
без сына потеряла для нее всякий смысл. Целыми днями чайка летала над океаном и
вглядывалась в водную даль, пытаясь отыскать птенца. Она спрашивала у ветра,
у солнца, у звезд, не видели ли они ее сыночка, но не получала ответа. В конце
концов, она так ослабла от горя, что не смогла взлететь...
Наступила
ночь, и вдруг чайка увидела звезду, спускающуюся к ней с небес, и услышала:
— Звезды услышали твое горе и засияли
ярче. В прошлую ночь мы осветили океан так сильно, что разглядели дно и нашли
твоего сына. Он лежит в океанских глубинах, и только твоя любовь может спасти
его.
— Но я же не умею плавать под водой, —
прошептала чайка.
— Твой птенец не под водой, он в твоем сердце.
Любовь твоя так сильна, что даже глубокие воды океана ее не остановят. Летим
со мной, — позвала звезда.
Чайка
вдруг почувствовала, что ее крылья стали сильными, как никогда, и взмыла вслед
за звездой.
Они
летели долго. Наконец, звезда остановилась и сказала: «Смотри вниз, я буду
светить тебе. Здесь лежит твой сын».
Столп
ослепительного света достиг дна, и чайка увидела своего птенца. Не колеблясь,
она бросилась ему навстречу. Вода оглушила ее, но она собрала все силы и
рванулась вперед. Наконец, чайка достигла дна, подхватила сына крыльями и
быстро устремилась с ним к звезде. Свет звезды был так ослепителен, что птенец
открыл глаза и, увидев рядом с собой мать, удивился:
— Где мы, мама? Разве шторм уже кончился, и я
не утонул?
— Мы летим домой, сыночек, — ласково
ответила чайка, поддерживая его.
А
звезда светила им вслед.
1.
Уполномоченный при Президенте России по правам
ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести 1 сентября 2012
года «Уроки семьи и семейных ценностей». Данное предложение было поддержано
министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым.
2.
Презентация
«Информация о семье».
Семья
является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную
роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении
общественной стабильности и прогресса.
Важнейшая
социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация
подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не
только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей,
направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые
закладывает семейная микросреда, образ жизни семь в целом.
Воспитательный
потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными
(политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами
объективного и субъективного характера, к которым относятся:
-
факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;
-
структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная,
многодетная или малодетная);
-
материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия,
благоустроенность быта и др.);
- личностные
характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и
психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и
образование детей);
-
психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее
членами, их совместная деятельность;
-
помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании
детей, социализации подрастающего поколения.
В
классической педагогике существует несколько относительно автономных
психологических механизмов социализации, посредством которых родители влияют на
своих детей.
1.
Подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и
наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в его сознание
определенную систему норм. Их соблюдение постепенно становится для ребенка
привычкой и внутренней потребностью.
2.
Идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример,
старается стать такими же как они.
3.
Понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы,
родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Потенциальные
возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные
установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьезные
трансформации, что во многом связано с ее адаптационными возможностями и
приспосабливаемостью к новым условиям.
Семья
– это первичное лоно человеческой культуры, так как в ней в человека
закладывается все то, что станет потом его сущностью, его способом действовать
в этом мире. Не случайно немецкий богослов Толук сказал: «Мир управляется из
детской». Мир не только строится из детской, разрушается в ней, здесь
прокладываются не только пути спасения, но пути гибели. Поэтому семью называют
«лабораторией» человеческих судеб, не только личных, но и народных,
общественных, государственных.
Семья
– это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование.
Семья,
- как говорил русский философ И.А. Ильин, - это форма человеческого духовного
единения. И только через нее человек способен подняться к другим нормам
духовного единения – Родине и государству.
Главная
цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного
поколения.
Выполнять
эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на
духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и
темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и
принципов родителей и детей.
3.
Работа над
проектом «Строим дом семейного счастья»
4.- Как
вы думаете, почему слово семья состоит из 7 – Я?
А может ответ на этот вопрос нам даст
стихотворение.
Как появилось слово «семья»
Когда- то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: "Я".
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя..?
- «Я, я, я» - Ева молвила «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.
4.
Составление
ромашки «Семь + Я»
5. Заключительное слово учителя «Словами мудрых». Лев Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив
у себя дома».
Оказывается история идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью,
дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии
и если ты так будешь жить, у тебя появятся замечательные и нежные плоды – это
дети. Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего и будет
тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя
дало положительные всходы. Я хочу, чтобы эти слова заставили вас задуматься о
своей семье, о своих родителях.
Искра тепла к старшим и уважения к ним должна быть всегда сохранена. Это и
будет примером нравственного долга.
У древнекитайского
мыслителя Конфуция есть такое высказывание: «Государство – это большая
семья, а семья – это маленькое государство, основанное на Любви».
|