Форма: проектная мастерская, групповая
Цели:
1.
Развивающая. Дать понятие о проектных
мастерских. Показать связь между педагогикой и психологией.
2.
Обучающая. Научить группы «детей» и
«родителей» создавать совместный проект, уметь его защищать.
3.
Воспитательная. Умение взглянуть на себя
и на окружающих со стороны, научиться находить пути из конфликтных ситуаций.
Оборудование: Раздаточный материал, анкеты, ТСО,
«Мысль на память».
План проведения.
1.
Вступительное слово о видах
мастерских и нацеливание на работу в проектной
мастерской.
Ø Технология педагогической мастерской
Мастерская
педагогическая – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт
условия для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту путём
самостоятельного или коллективного открытия. Главное – открытие нового и
самостоятельность пути.
Типы мастерских
построения
знаний построения
отношений проектные
ценностных
ориентаций по самопознанию творческого письма
Важное условие – материал
должен быть по-настоящему проблемным, даже парадоксальным. Дети должны
переживать потрясение, открытие на каждом этапе мастерской. Этапы мастерской построения знаний
1. Урок первый
·
Индуктор. Он мотивирует дальнейшую
деятельность. На этом этапе ставится проблема. Надо поставить такие вопросы, на
которые обязательно захочется найти ответы.
·
Создание (индивидуально или
в группе) творческого продукта. Например, разобрать нечто на детали (например,
стихотворение) а потом использовать это как строительный материал. Часто
предлагаются задания собрать «рассыпанное» стихотворение. Можно на базе
строительного материала попробовать написать своё.
·
Социализация. Предъявление созданного
продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и
т.п.) В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с
чужими.
2. Урок второй
·
Обращение к новой информации
и её обработка. Это могут быть Словарные статьи, работы критиков, фрагменты
произведений, высказываний
·
Исправление или обновление
созданного учеником. Он сам продолжит или улучшит написанное. А может создать новое
произведение – это индивидуальная или групповая работа.
·
Итоговая социализация. Все сочинения читаются, все
рисунки демонстрируются, все придуманные пантомимы разыгрываются. Здесь важно,
что выслушаны все участники мастерской.
·
Рефлексия. Это выплеск впечатлений.
Можно составить логический самоотчёт: вот здесь я открыл нечто, а здесь было
трудно, потому что… Вопросы к рефлексии предлагает педагог, продумывая их для
каждой мастерской. Рефлексию можно провести устно (если есть время) или
письменно за 5-8 минут. Результаты прочитываются потом или вывешиваются для
всеобщего обозрения.
Законы мастерской
·
Равенство всех участников (учитель может участвовать в работе наравне с
учениками)
·
Право каждого на ошибку (исправляется самим учеником)
·
Безоценочная деятельность (нельзя даже хвалить) Оценка заменяется
самооценкой и коррекцией
·
Предоставление свободы. Это означает свободу в выборе темы. Можно не
оглашать своё мнение
·
Неопределённость, загадочность в заданиях. Учитель сам может не знать
ответ на вопрос.
·
Диалог.
·
Организация и перестройка привычного пространства. Это может быть круг
всех участников, отдельные места для индивидуальной или групповой работы, место
для инсценировок и пантомим
·
Мастер должен формулировать задание и не отвечать на вопросы. Ответы
ищутся самими участниками.
Цели, достигающиеся в ходе мастерских
Обучающая
|
Развивающая
|
Воспитательная
|
· Учит работать со словом
· Учит анализировать произведение
· Учит сопоставлять свои и чужие мысли и чувства
· Учит интерпретировать текст
|
· Развивает собственное письмо
· Развивает ассоциативное мышление
· Развивает способность к аналитической деятельности
· Развивает коммуникативные способности
· Поощряют аналитическую и творческую деятельность
· Развивают доверительные отношения в коллективе
|
· Воспитывает интерес к урокам литературы и к
литературе
· Воспитывает грамотного читателя |
Предлагаем
темы для мастерских
«Как научить детей учиться?»
«Готовимся к выпускным экзаменам»
«Компьютер в нашей жизни»
«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
«Что лучше: книга из библиотеки или электронная книга?»
«Мир вокруг нас и я в этом мире»
Ø Показать
связь возрастной психологии с педагогическим воспитанием личности подростка.
Отношения между детьми и родителями:
пройдите через возрастные кризисы грамотно
Психология отношений
между детьми и родителями - вечная тема для всех поколений. Почему наши такие
любимые, такие родные дети вдруг меняют свое поведение, вплоть до полного
неприятия мнения родителей и даже агрессии по отношению к ним? С этой проблемой
в той или иной степени сталкиваются все родители по мере взросления своих
детей.
Отношения между детьми и родителями во многом определяются так называемыми
возрастными кризисами, через которые проходят все дети.
Первый кризис в отношениях между детьми и родителями наступает, когда
ребенку едва исполняется годик. Затем – в три годика, кризис семи лет, а затем
– подростковый кризис 11-12 лет. В каждый из этих периодов жизни ребенка
происходят большие перемены в его поведении и развитии. Наши дети становятся
все более самостоятельными, требуют от нас – родителей, все меньше заботы
и опеки. На первый взгляд – совершенно позитивные изменения. Но в большинстве
семей проблема отношений между детьми и родителями по мере взросления ребенка
становится все острее.
Отношения между детьми и родителями наладятся, если родители научатся
отпускать детей
Дети хотят быть взрослыми и пробуют быть самостоятельными, стремятся быть
независимыми, пытаясь избавиться от опеки родителей. А нам, родителям, очень
сложно «отпускать» их, ведь мы привыкли опекать и заботиться о них. Эта
проблема достигает своего пика, когда наше чадо приближается к подростковому
возрасту.
До 11-12 лет ребенок делает первые пробы своего «взросления», лишь иногда
протестуя против взрослых. Но количество протестов увеличивается и в отношениях
между детьми и родителями возникают конфликты, а следом – и категоричные отказы
ребенка от послушания. В этот нелегкий период родители часто говорят: «Он стал
неуправляемым, я не знаю, что с ним делать, на него ничего не действует: ни
мотивирование любыми благами, ни наказания. Мы перепробовали все!».
Иногда ребенок вступает в полосу категорического непослушания чуть ли во
младенчестве. В нашей практике был случай, когда мама обратилась с таким
вопросом: «Моему ребенку 3 года, расскажите, каким способом можно наказывать
ребенка в таком возрасте, ведь слово нельзя на него не действует, он не
слушается!»
Меняйте стиль общения со своим ребенком!
Непонятное для взрослых поведение детей - это протест против родителей и
сложившихся взаимоотношений с ними. Когда семья входит в такой нелегкий для нее
период отношений между детьми и родителями, это значит, что старые и привычные
методы общения с ребенком уже не работают и нужно изменять способ и стиль
общения с ребенком.
Отношения между детьми и родителями должны строиться на принципе принятия.
Это важнейший принцип в воспитании детей, о котором родители часто забывают.
Именно принятия не хватает нашим детям, и они отчаянно бунтуют. Они просто
хотят, чтобы мы, взрослые, принимали их такими, какие они есть. И любили их
такими, какие они есть. И уважали их такими, какие они есть.
Отношения между детьми и родителями наладятся, если ребенок будет знать,
что его любят
При этом очень важно любить ребенка не за поступки и какие-то действия, а
«просто так» - только за то, что ребенок есть. Излишняя критика детей и их
поступков дает детям ощущение, что ими все время недовольны, что они не
достаточно хороши для того, чтобы их любили. И тогда дети говорят: « Что бы я
не сделал - все не так, все неправильно».
Не стоит также забывать и про внимание. Детям очень важно,
чтобы мы, взрослые, уделяли им внимание в виде совместно проведенного времени.
То есть находили время для общения, для игр, для занятий, которые нравятся
ребенку. Это может быть просто совместный поход в кино или что-то другое, это
не столь важно, важен лишь факт проведенного совместно времени.
Если Вы в своем общении с ребенком не будете забывать про принятие и
внимание, Вы увидите, как отношения между детьми и родителями очень
быстро поменяются в лучшую сторону. Возможно, Ваши отношения просто приобретут
новый смысл, или изменитесь Вы и Ваш ребенок, а вместе с этим изменится и стиль
воспитания ребенка. Ведь каждый из нас знает, что от воспитания зависит
формирование здоровья, физических, умственных и нравственных качеств в
дальнейшем.
Успехов Вам в воспитании Вашего ребенка!
Ø Презентация-проблема (приложение презентация
1-3 слайды).
2. Работа над проектом «Наша школа».
- Говорят, что влияние родителей на
ребенка очень велико. Согласны ли вы с этим утверждением?
- В школе учат грамотности. А можно
ли грамотно пройти через возрастные кризисы?
- «Стараться быть самим собою —
единственное средство иметь успех», - писал Стендаль - известный французский
писатель IX века. Как вы понимаете это высказывание?
- Как вы считаете, почему в классе
стало меньше отличников и хорошистов?
- Если бы вы были завучем в школе,
как бы вы составили школьное расписание, исходя из учебного плана?
- Составьте
и защитите проект «Наша школа».
3.
Защита
проектов.
4.
Обобщение
и вывод по выполненным проектам.
5.
Рекомендации
«родителям» и «детям» Подведение итогов «Мысль в подарок»
7.
Рефлексия.
Видеоролик (презентация 4 слайд)
|