Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 19.05.2024, 06:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Такие разные уроки [31]
Готовимся к ОГЭ [17]
Готовимся к ЕГЭ [40]
Тесты [32]
Научные работы [8]
Олимпиады [26]
Урок после урока [25]
Внеклассная работа [31]
Профессиональный взгляд [20]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Файлы » Урок после урока

Международный литературный конкурс сочинений “Лицо России”
07.11.2013, 20:44
 "Слово о Законе и Благодати" митрополита Иллариона.

 

Россия начиналась не с меча…

Э.Асадов

 

В начале было Слово…

Новый Завет от Иоанна.1.1.

 

   Знаменитый русский писатель И.А.Бунин в одном из своих стихотворений писал:

                                   Молчат гробницы, мумии и кости,-

                                               Лишь слову жизнь дана:

                                   Из древней тьмы, на мировом погосте,

                                               Звучат лишь Письмена…

            Как научиться искусству чтения? Как проникнуть в тайны человеческого характера, взаимоотношений между людьми? Как понять смысл и суть не только современных произведений, но и текстов глубокой древности? Эти вопросы я часто задавала себе, беря в руки очередную книгу.

            Я пришла к выводу, что подлинное постижение литературы – это путь эмоциональных переживаний и нравственных прозрений. Лучше понимать литературное произведение, глубже вникать в его суть мне помогли занятия  в экспериментальной площадке «Овладение тайнами словесного мастерства».

            Я убеждена, что духовные истоки нашей литературы лежат в глубокой древности. Известно, что русская литература возникла еще в X в. Принятие христианства в Русском государстве в 988 г. потребовало не только множества переводных церковно-богослужебных и церковно-просветительских книг, но и составления собственных, русских сочинений, посвященных нуждам местной, русской церкви. В этом отношении исключительное значение имеет летопись митрополита Иллариона "Слово о Законе и Благодати", с которым я недавно познакомилась на уроках литературы. Это произведение по теме своей обращено к будущему Руси.

            Меня заинтересовало не только само произведение, но  мне захотелось подробнее узнать об авторе «Слова». Я обратилась к  Большой Советской энциклопедии. Прочитав статью, я узнала, что Иларион Киевский, митрополит (11 в.), русский православный богослов и церковный деятель. Сведений о его жизни сохранилось немного. Из "Повести временных лет" известно, что он был священником княжеской церкви в с. Берестово (близ Киева) и что в 1051 году по желанию князя Ярослава Мудрого его поставили митрополитом. Он стал первым русским, получившим этот сан, причем без согласия византийского патриарха. Летописец отмечает, что Илларион был "муж благ, книжен и постник". Митрополит принимал активное участие в просветительской и государственной деятельности князя Ярослава. После смерти князя (1054 год) имя Иллариона больше не встречается, а в 1055 году  в Киев прибыл новый митрополит, на сей раз грек.

Изучая литературоведческие труды И.Н.Жданова, Н.Н.Розова, я сделала для себя вывод, что в богословском по содержанию сочинении Илариона «Слово о Законе и Благодати» имеется мысль о равенстве народов, высоко оцениваются деяния князей, прославивших русскую землю в других странах. Своё "Слово" Иларион закончил молитвой за русскую землю, выразив уверенность, что русский народ никогда не будет порабощен чужеземцами. Илларион попытался наметить концепцию всемирной истории, согласно которой христианство с момента своего возникновения постепенно распространяется на все народы, в том числе и на русский. В "Слове" выражены идеи князя Ярослава Мудрого, отстаивавшего церковную независимость Киевского государства от Византии.

Тема "Слова" — тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теориям вселенской империи или вселенской церкви. Илларион указывает, что Евангелием и крещением Бог "все народы спас", прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на "богоизбранничество" только одного народа.

Точность и ясность замысла отчетливо отразились в самом названии "Слова": "О законе Моисеом данеем, и о благодети и истине Иисус Христом бывший, и како закон отиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера в вся языкы простреся и до нашего языка (народа) рускаго, и похвала кагану нашему Влодимеру, от негоже крещени быхом, и молитва к Богу от всеа земля нашеа".

Основная тема "Слова" — прославление Русской земли, отношение автора к временам правления Владимира и князя Ярослава. Каждая часть легко вытекает из предшествующей, повествуя о  судьбах русского народа.

Опираясь на труды А.Ф.Замалеева, я проанализировала, что первая часть произведения касается основного вопроса исторических воззрений средневековья: вопроса взаимоотношения двух заветов: Ветхого — "закона" и Нового — "благодати". Иларион создает собственную патриотическую концепцию всемирной истории. Эта концепция по-своему замечательна и дает ему возможность осмыслить историческую миссию Русской земли. Он нигде не упускает из виду основной своей цели: перейти  к прославлению Русской земли и ее "просветителя" Владимира. Илларион настойчиво выдвигает вселенский, универсальный характер христианства Нового завета ("благодати") сравнительно с национальной ограниченностью Ветхого завета ("закона"). Подзаконное состояние при Ветхом завете сопровождалось рабством, а "благодать" (Новый завет) — свободой. Закон сопоставляется с тенью, светом луны, ночным холодом, благодать — с солнечным сиянием, теплотой.

Особенное значение в этом противопоставлении Нового завета Ветхому Илларион придает моменту национальному. Илларион приводит многочисленные доказательства того, что время замкнутости религии в одном народе прошло, что наступило время свободного приобщения к христианству всех народов без исключения; все народы равны в своем общении с Богом. Всемирная история представляется Иллариону как постепенное распространение христианства на все народы мира, в том числе и на русский. Илларион       подчеркивает, что для новой веры потребны новые люди. "Лепо бо бе благодати и истине на новыя люди въсиати, не въливають бо — по словеси Господню — вина новааго, учениа благодатьна, в мехы ветхы... но ново учение, новы мехы, новы языкы (народы)"

Во второй      части «Слова» Иларион говорит о том, что русскому народу принадлежит будущее, принадлежит великая историческая миссия.

Сопоставив все части, я сделала вывод: если первая часть "Слова" говорила о вселенском характере христианства, а вторая часть — о русском христианстве, то в третьей части возносится похвала князю Владимиру. Есть и Руси кого хвалить, кого признавать своим просветителем: "Похвалим же и мы, по силе нашей, малыими похвалами великаа и дивнаа сътворьшааго, нашего учителя и наставника, великааго кагана нашеа земли, Володимера". Митрополит Илларион высоко ставит авторитет Русской земли среди стран мира. Русские князья и до Владимира не в худой и не в неведомой земле владычествовали, но в русской, которая ведома и слышима есть всеми концами земли. Владимир — это только "славный от славныих", "благороден от благородныих". Подчеркивая, что крещение Руси было личным делом одного только князя Владимира, в котором соединилось "благоверие с властью", Илларион явно полемизирует с точкой зрения греков, приписывавших себе инициативу крещения "варварского" народа. По выражению В. М. Истрина, это "ученый трактат в защиту Владимира". Иларион прославляет Русь и ее "просветителя" Владимира. Следуя за великими болгарскими просветителями — Кириллом и Мефодием, Илларион излагает учение о равноправности всех народов, свою теорию всемирной истории как постепенного и равного приобщения всех народов к культуре христианства.

История Руси и ее крещение изображены Илларионом как логическое следствие развития мировых событий.

Первая русская летопись и "Слово" Иллариона явились блестящим выражением того народно-патриотического подъема, который охватил Киевское государство в связи с общими культурными успехами Руси. А.И.Ужанков писал, что оптимистический характер культуры этого периода позволил даже говорить об особом характере древнерусского христианства. "Слово" Иллариона получило широкую популярность и отразилось не только во многих произведениях древнерусской письменности, но и в письменности славянской.

 По праву имя митрополита Иллариона может стать Лицом России, так как его произведение "Слово о Законе и Благодати"  глубоко патриотично и актуально в наши дни, когда требуется духовное объединение людей и народов.

 

Категория: Урок после урока | Добавил: маргаритка
Просмотров: 1093 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Учитель - это
Всего ответов: 173
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2024 |