СТРУКТУРА УРОКА
Наука – творчество, а творчество
дарит счастье и самим творцам, и
тем, кто этому творчеству внимает.
Д.С.Лихачев
- Оргмомент. Настроить детей на работу. (Текст «Октябрь. Музыка осени», стр. 272, сборник «Серебряный луч», выпуск 4, музыка П.И.Чайковский «Октябрь»). Озвучить тему, цели и задачи урока.
- Словарная работа. Объяснить орфограммы, обозначить главное и зависимое слово в ссч, определить вид подчинительной связи
Раскинувшийся город, после некоторого молчания, на противоположный берег, обдуваемая ветром, выходить навстречу, медленная музыка, осенний воздух, неспешно наполняет, в окружении деревьев, волшебные звуки, увядшая листва, багряные пятна, из-за серых облаков.
- Синтаксическая работа. Выполнить синтаксический разбор предложения, дать его характеристику, составить схему, выписать из предложения ссч с различными видами связи, определить в них главное и зависимое слово.
Тихая музыка, словно прохладный осенний воздух, неспешно наполняет концертный зал. (Повеств., невоскл. ,простое, двусоставное, распр., осложнено сравнительным оборотом). К какому стилю можно отнести прослушанный текст и предложение, взятое из этого текста для разбора?
согласование
|
управление
|
примыкание
|
Тихая музыка
|
Наполняет зал
|
Неспешно наполняет
|
Медленная музыка
|
|
|
Осенний воздух
|
|
|
Прохладный воздух
|
|
|
Концертный зал
|
|
|
- Лексическая работа. К выделенным словам подобрать синонимы (медленная – плавная, прохладный – свежий, неспешно – медленно), дать определение термина синонимы.
- Проблемный вопрос. Можно ли найти синонимию в ссч?
СРАВНИ:
Тихая музыка (согласование) – музыка тишины (управление);
Осенний воздух (согласование) – воздух осени (управление)
Неспешно наполняет (примыкание) – наполняет без спешки (управление);
наполняет зал (управление) – наполняемый зал (согласование)
- Объяснение нового материала. Работа с карточками для наблюдений и с учебным материалом.
. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.
Главное слово оставляем без изменения (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).
Теперь в центре внимания - зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении - существительным.
Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО - ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).
Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ - ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).
Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ), а при управлении - ПОСЛЕ главного (ЧЕРТОЙ БАБУШКИ
В большинстве экзаменационных тестах задание В2 сформулировано так:
Замените словосочетание ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО (предложение 21), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
или так:
Замените словосочетание БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ (предложение 35), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание
VII.Закрепление материала
- работа с тестовыми заданиями в форме ОГЭ;
- работа с учебником;
- работа с тетрадями на печатной основе
- индивидуальная работа с онлайн-тестом
- Обобщение материала, подведение итогов объяснение домашнего задания.
IX.Рефлексия «Осеннее настроение» + создание аппликации
|