Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 17.05.2024, 10:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Такие разные уроки [31]
Готовимся к ОГЭ [17]
Готовимся к ЕГЭ [40]
Тесты [32]
Научные работы [8]
Олимпиады [26]
Урок после урока [25]
Внеклассная работа [31]
Профессиональный взгляд [20]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Файлы » Профессиональный взгляд

Маршруты духовного краеведения
30.09.2013, 20:10

Бывают времена, когда острое историческое чувство помогает сохраниться  национальному самосознанию и своеобразию. Пожалуй, сейчас именно такое время. Совершим же вдумчивое путешествие в мир русских монастырей. И станем соучастниками истории, на просторах России накрепко связанной с историей православия, выразителями духа которого всегда и выступали отечественные монашеские обители.

            Монастырь на Руси всегда был центром молитвенной, богослужебной жизни. Был он и центром культуры и просвещения. Здесь собиралось все самое лучшее, самое возвышенное, лучшие люди находили в них отрадное отдохновение для своей души.

            Среди всех русских святых преподобный Сергий Радонежский занимает совершенно особое место. Господь еще до рождения избрал Сергия служителем Живоначальной Троицы.

            Почти все русские святые XIV – начала XV веков были его учениками или «собеседниками», то есть испытавшими его духовное влияние. Выходцы из Сергиевой Троицкой обители прошли всю северную и северо-восточную Русь, создавая новые монастыри по благословению и заветам преподобного. Он и сам заводил обители везде, где считал нужным. Поэтому народ и называет благоговейно Сергия Игуменом земли русской.

            Симон Азарьин в своем труде «О новоявленных чудесах преподобного Сергия» (1653) писал: «Преподобный Сергий изначально получил наставление не от людей: прочие святые учились от святых, преподобные от преподобных, следуя по стопам отеческим и угождая Богу, а Сергий еще во чреве матери явился освященным сосудом Святой Троицы и троекратным возглашением прославил Святую Троицу во время Божественной  литургии». Книжную грамоту Сергий постиг благодаря Ангелу, а не людям, но, Богом наставляемый, сам себе уготовал место и устроил церковь.

            Когда родители Варфоломея (так был наречен Сергий по крещению) из-за неурожайных лет и даней в Орде обеднели, они вместе с сыновьями перебрались из Ростова в Радонеж. Варфоломей упросил своего брата Стефана отправиться с ним на поиски места для пустынножительства. Оба брата долго ходили по лесам и выбрали для поселения место возле речки Консеры (теперь называемой Кончурой), возвышавшееся над округой в виде маковки. Позже холм этот был назван Маковец; там и находится теперь Троице-Сергиева Лавра.

            Прежде чем собрался вокруг Сергия его монастырь, святой несколько лет жил в маленьком лесном скиту один. С тех пор многие основатели монастырей следовали этому примеру.

            Вокруг преподобного Сергия Радонежского братство собралось вопреки его воле. Ставшая «колыбелью» северного пустынножительства, Троице-Сергиева обитель усвоила от греков общежительный устав, к тому времени утраченный даже в Киево-Печерской Лавре. Отсюда уходили на север и на восток ученики преподобного Сергия, основывая свои монастыри все ближе и ближе к полярному кругу. Многие монастыри Центральной и Северной России, созданные если не самим, то его «собеседниками» и верными учениками, можно смело назвать наследием Сергия Радонежского.

            Свято-Троицкую Сергиеву Лавру называют сердцем православной России, считая одной из самых почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всегда была для страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своему земному Отечеству. Еще в древности название Лавра применялось к многолюдным и важным монастырям.

            Само рождение православной обители Живоначальной Троицы современно возвышению Московского княжества. В 1337 году в лесу, простиравшемся от городка Радонеж и от Хотькова монастыря на север к Переяславлю, были срублены келья и церквица (то есть малая церковь), освященная во имя Пресвятой Троицы.

            Сооружения Троице-Сергиевой Лавры, возведенные в XVXIX веках лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное наглядное пособие по истории русского зодчества.

            Святые врата, возведенные в 1807 году, внутри украшены фресками, иллюстрирующими Житие преподобного Сергия.

            Михеевская церковь воздвигнута в 1734 году над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия.

            Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой сооружена в 1686 – 1692 годах. Во многом она определяет динамику развертывания архитектурного ансамбля обители от Святых врат до Троицкого собора.

            Главный соборный храм и древнейшая постройка обители – Троицкий собор, который был воздвигнут в 1422 году преподобным Никоном «в честь и похвалу» преподобному Сергию Радонежскому. В соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители.

            Самый величественный храм Троицкого монастыря – Успенский собор. Его строительство велось в 1559 – 1585 годах по повелению Иоанна Грозного. В крипте под собором покоятся священноархимандриты Лавры, Патриархи Московские и всея Руси Алексий I и Пимен.

            Сейчас Свято-Троицкая Сергиева Лавра – крупнейший действующий мужской монастырь в России. Как и во времена преподобного Сергия, когда лаврские иноки уезжали основывать новые монастыри, нынешние монахи  отправляются в возрождаемые обители, утверждая древние Сергиевы традиции.

            В 1993 году архитектурный ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой Лавры решением ЮНЕСКО включен в Список всемирного культурного наследия.

            У истоков находящегося в подмосковной Коломне Богоявленского Старо-Голутвина монастыря стоят преподобный Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской. На протяжении веков эта обитель прославилась многими подвижниками. Основан он был в 1385 году у места впадения Москвы-реки в Оку.

            Согласно Троицкой летописи  XV века, монастырь построен в благодарность Богу за «вечный мир» между Московским и Рязанским княжествами. Хитрый и вероломный князь Олег Рязанский и слышать не хотел о мире. И тогда в Рязань из своей Радонежской обители пешком отправился духовный отец Руси – преподобный Сергий. После беседы со святым Олег «переменил свирепство свое на кротость». Мир был заключен, и никогда более Москва и Рязань не воевали друг с другом.

            Князь Димитрий, желая устранить разбой в своей отчине, испросил благословения у Сергия Радонежского и приказал основать здесь монастырь.

            Преподобный Сергий лично заложил первый монастырский собор в честь Богоявления, а настоятелем обители, по просьбе князя Димитрия, Сергий выбрал одного из своих учеников. Им стал монах добродетельной жизни Григорий, который встречал князя Димитрия после Куликовской битвы.

            Вместе с другими обителями, расположенными по Оке, Голутвин монастырь составлял оборонительную линию против татар, именуемую в народе «Поясом Богородицы».

            На протяжении шести с лишним веков существования Старо-Голутвина монастыря на его территории сменяли друг друга множество зданий; постепенно складывалось то гармоничное целое, что поражает сегодня гостей Коломны.

            В современной России во всех слоях общества растет интерес к ее культурно - историческому наследию. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры. Христианская культура называла среди самых главных ценностей жизни христиан — веру в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству.

               Изучение истории христианской православной культуры на землях Подмосковья обеспечивает преемственность культурных традиций, связь поколений, сохраняет историческую память. Историческая память — это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества, культуре, вере (религии), родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни народа. Христианская православная культура раскрывается в творчестве многих• выдающихся деятелей русской культуры, живших в Подмосковье: например, поэтов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Ф.И. Тютчева, ВА. Жуковского, писателей Ф.М.Достоевского, Н.В. Гоголя, ИС. Тургенева, Н.С. Лескова, композиторов М.И.Глинки, П.И. Чайковского, С.И. Танеева, художников И.И. Шишкина. И.И. Левитана, А.А. Иванова В.М. и А.М. Васнецовых и многих других. Многие православные христиане были прославлены и почитались на Руси как святые. Это иконописец преподобный Андрей Рублев, святые русские князья — страстотерпцы Борис и Глеб, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский и многие другие. Их жизнь была связана с историей Московского края.

Категория: Профессиональный взгляд | Добавил: маргаритка
Просмотров: 2728 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Учитель - это
Всего ответов: 173
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2024 |