Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 03.05.2024, 06:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Такие разные уроки [31]
Готовимся к ОГЭ [17]
Готовимся к ЕГЭ [40]
Тесты [32]
Научные работы [8]
Олимпиады [26]
Урок после урока [25]
Внеклассная работа [31]
Профессиональный взгляд [20]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Файлы » Профессиональный взгляд

Интеграция общего и дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию в условиях ФГОС
[ Скачать с сервера (2.86 Mb) ] 29.09.2015, 12:04

(слайд 2) Истинный показатель цивилизации —

не уровень богатства и образования,

не величина городов, не обилие урожаев,

а облик человека, воспитанного страной.

Р. Эмерсон

 

 

 

В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" говорится о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, о роли и месте в ней дополнительного образования.

В современных условиях возникла   необходимость в том, чтобы  школа    начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Это  означает, что в российской школе впервые общее и дополнительное образование могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.

            (слайд 3) Интеграция общего и дополнительного  образования, несомненно, становится важным условием перехода на  новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках нового Стандарта является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность», основанной на тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования и образовательных учреждений, способной оперативно дать конкретный образовательный результат.

Но первоначально надо дать точное понятие слова «интеграция».

ИНТЕГРАЦИЯ(лат. integratio восстановление, восполнение, от integer целый)

сторона процесса развития,связанная с объединением в целое ранее разнородных 

частей и элементов (слайд 4).

Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.

(слайд 5) Интеграция общего и дополнительного  образования  становится важным условием для воспитания духовно-нравственной личности.

Активная интеграция общего и дополнительного образования способна обогатить содержание и формы жизни и деятельности учащихся.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.

Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей.

(слайд 6) В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? Надо, прежде всего, разобраться, что такое духовность и нравственность и всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное — духовным. Духовно-нравственное воспитание — одно из важнейших условий всестороннего развития человека. Оно призвано научить его видеть нравственный аспект в любом виде деятельности, любых жизненных отношениях. Прогрессивное развитие общества и мирового сообщества в целом, невозможно без нравственного воспитания человека.

 

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Соответственно этому и определяются (слайд 7)  базовые национальные ценности:

  1. Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
  2. Гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
  3. Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  4. Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
  5. Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  6. Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  7. Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  8. Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  9. Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

 

При интеграции общего и дополнительного образования выделяются основные формы деятельности(слайд 8-13):

 

  • Учебная деятельность по предметам
  • Система классных часов, нетрадиционных уроков.
  • Работа детских творческих коллективов: кружков, секций, клубов.
  • Работа школьного музея, музейные уроки, экскурсии.
  • Концерты, классные праздники
  • Проведение традиционных  русских народных  праздников.
  • Система мероприятий библиотеки
  • Традиционные общешкольные  и классные коллективно-творческие дела.
  • Участие в конкурсах, смотрах, викторинах, выставках
  • Организация родительского всеобуча.
  • Проведение совместных с родителями и учителями мероприятий.
  • Участие в акциях
  • Организация встреч с ветеранами,  знаменитыми людьми
  • Уроки этикета.
  • Спортивные соревнования.
  • Игры: ролевые, русские народные  и другие.

 

В любой работе должна быть системность и планирование. В связи с этим я выработала для себя своеобразный (слайд 14) «Методический конструктор», который представляет собой план работы по духовно-нравственному воспитанию. Не зависимо от того, есть ли в данный момент классное руководство или нет, данный конструктор может быть использован в работе как во время подготовки и проведения уроков, так и во внеурочное время с учащимися разных возрастных групп. В предлагаемом мною конструкторе разработаны направления духовно-нравственного развития и воспитания, представлены виды деятельности, формы работы с учащимися, намечены уровни воспитательных результатов. Эта методическая разработка поможет системно выстроить работу по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения и нацелена на дальнейший результат – а именно, воспитание гражданина.

Хотелось бы поделиться с коллегами опытом работы по «Методическому конструктору» (слайд 15).

Первое направлению – воспитание гражданственности, патриотизма – включает в себя и получение первоначальных представлений о Конституции РФ, и ознакомление с героическими страницами России, знакомство с людьми, которые являются примером гражданского служения. По этому направлению во вверенном мне классе был проведен ряд мероприятий: классные часы, беседы с родителями, просмотры документальных фильмов военно-патриотического воспитание, создание видеороликов об исторических событиях. Это направление я не случайно ставлю на первое место, так как считаю, что воспитание Личности с твердой гражданской позицией – главная задача Учителя.

Не меньшее значение в духовно-нравственном воспитании имеет (слайд 16) формирование нравственных ценностей: взаимоотношения в семье, дружеские отношения в коллективе, нормы нравственного поведения в обществе. Открытые родительские собрания, беседы о милосердии, участие в благотворительных акциях, классные часы и беседы – все эти мероприятия способствуют выработать правильное направление в воспитании школьников.

Очень важно, чтобы дети росли способными не только потреблять продукты чужого труда, но чтобы и сами проявляли трудолюбие и творческое отношение к труду. Совместный труд всегда сплачивает коллектив. Поэтому считаю, что экскурсии на производственные предприятия, беседы о профессиях (слайд 17), сюжетно-ролевые игры помогают ученикам приобретать начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности.

Одним из  ведущих направлений является формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни (слайд 18). В этом направлении работа направлена на освещение различных сфер жизни: это и здоровое питание, и отказ от вредных привычек, и соблюдение правил дорожного движения. Тематические классные часы, беседы, диспуты, просмотры видеофильмов и создание презентаций, проведение родительских собраний, совместных праздников – вот лишь некоторые формы реализации данного направления.

 

Я считаю, что   интеграция общего и дополнительного образования позволяет (слайд 19):

  • обогатить содержание и формы учебной деятельности;
  • сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
  • предоставить выбор индивидуального маршрута;
  • создать условия для достижения обучающимися успеха;
  • решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Взаимодействие общего и дополнительного образования имеет большое значение и  в развитии детской одаренности. ( По данному направлению я представляла опыт в прошлом учебном году на Муниципальном Фестивале педагогических идей «Шаг к успеху»).

Мною была разработана своеобразная модель интеграции образования (слайд 20).

В заключении мне хотелось бы отметить, что школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы.

        Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью. Как отмечал В.А.Сухомлинский(слайд 21): «Я усматриваю очень важную воспитательную задачу в том,  чтобы привести каждого ребенка к неисчерпаемым источникам мысли, к которым бы он, став подростком, юношей, зрелым человеком, отцом детей возвращался бы потом всю жизнь. Этими источниками я считаю природу, труд, моральную красоту человеческого поведения, книгу и творчество».

(слайд 22) Спасибо за внимание!

Категория: Профессиональный взгляд | Добавил: маргаритка
Просмотров: 1261 | Загрузок: 34 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Учитель - это
Всего ответов: 173
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2024 |