Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 17.05.2024, 14:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Такие разные уроки [31]
Готовимся к ОГЭ [17]
Готовимся к ЕГЭ [40]
Тесты [32]
Научные работы [8]
Олимпиады [26]
Урок после урока [25]
Внеклассная работа [31]
Профессиональный взгляд [20]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Файлы » Профессиональный взгляд

Эссе "Основы профессиональной культуры"
[ Скачать с сервера (24.6 Kb) ] 02.08.2013, 01:02

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

 

 

                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭССЕ

  на тему:

«Основы профессиональной культуры педагога».

 

 

 

 

 

                                                                                      Выполнил слушатель курсов

                                                             по программе

                                                                                                   «Образование и общество.

                                                                                                    Актуальные проблемы

                                                                                                    психологии и педагогики»

учитель русского языка

 и литературы

МОУ гимназия № 15

                                                                                                    г.о. Орехово-Зуево

Учеватова Марина Станиславовна

 

 

 

 

 

                                                                                                    Руководитель: доцент

                                                                Романова Г.А.

 

 

 

 

 

Орехово-Зуево

 2012

            Профессиональная культура педагога – это интегрированное понятие, важнейшая часть общей культуры преподавателя, проявляющаяся в системе его личных и профессиональных качеств, а также специфике его профессиональной деятельности. Профессиональное становление педагога в психолого-педагогической науке в профессионально-личностном аспекте рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма.

            Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:

• высокая гражданская ответственность и социальная активность;

• любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

• подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

• высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

• потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность;

• профессионально-педагогическая культура;

• педагогическое мастерство.

            Понятие "педагогическая культура" давно включено в практику педагогической деятельности, его целостное теоретическое изучение стало возможным относительно недавно. В связи с анализом особенностей педагогической деятельности,  изучением педагогических способностей,  педагогического мастерства учителя данная проблема нашла отражение в работах  С.Архангельского, А.В.Барабанщикова, Е.В.Бондаревской, З.Ф.Есаревой, Н.В.Кузьминой, Н.Н.Тарасевич.

             С началом активной разработки культурологического направления в философии, социологии, педагогике и психологии проведены исследования, посвященные отдельным сторонам педагогической культуры: изучаются вопросы методологической,  нравственно-эстетической, коммуникативной, технологической, духовной, физической культуры личности учителя. В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры учителя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.  Я уверена, что профессионально-педагогическая культура учителя выступает частью педагогической культуры как общественного явления.   Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры необходимо иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности:

• профессионально-педагогическая культура - это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;

• профессионально-педагогическая культура - это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;

• единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;

• особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.

            Согласитесь, что педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности. История школы и педагогической мысли - это процесс постоянной оценки, переосмысления, установления ценностей, переноса известных идей и педагогических технологий в новые условия. Умение в старом, давно известном, увидеть новое, по достоинству его оценить,  и составляет непреложный компонент педагогической культуры учителя. Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогических способностей учителя.

            В педагогических ценностях личность развивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е. личность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности. Анализ философской, историко-педагогической и психолого-педагогической литературы, изучение опыта деятельности учителей школ, теоретические обобщения позволяют  мне сделать вывод о том, что профессионально-педагогическая культура - это мера и способ творческой самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей и технологий.

            Понятия "педагогическая культура" и "педагогическая деятельность" не тождественны, но едины. Педагогическая культура, являясь личностной характеристикой учителя, предстает как способ реализации профессиональной деятельности в единстве целей, средств и результатов. Многообразные виды педагогической деятельности, образуя функциональную структуру культуры, имеют общую предметность как результирующую ее форму в виде специфических задач. Решение задач предполагает осуществление индивидуальных и коллективных возможностей, а сам процесс решения педагогических задач представляет собой технологию педагогической деятельности, характеризующей способ существования и функционирования профессионально-педагогической культуры учителя.

            Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога,  связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении. Одной из таких способностей является интегративная и высокодифференцированная способность мыслить педагогически. Способность к педагогическому мышлению, являющемуся по своей природе и содержанию дивергентным, обеспечивает учителю активное преобразование педагогической информации, выход за границы временных параметров педагогической реальности.

            Эффективность профессиональной деятельности учителя зависит не только и не столько от знаний и навыков, сколько от способностей использовать данную в педагогической ситуации информацию различными способами и в быстром темпе. Развитый интеллект позволяет учителю познавать не отдельные единичные педагогические факты и явления, а педагогические идеи, теории обучения и воспитания учащихся. Рефлексивность, гуманизм, направленность в будущее и ясное понимание средств, необходимых для профессионального совершенствования и развития личности учащегося, являются характерными свойствами интеллектуальной компетентности учителя. Развитое педагогическое мышление, обеспечивающее глубокое смысловое понимание педагогической информации, преломляет знания и способы деятельности через призму собственного индивидуального профессионально-педагогического опыта и помогает обретать личностный смысл профессиональной деятельности.

            Учитель вступает во взаимодействие с педагогической культурой как минимум в трех отношениях: во-первых, когда усваивает культуру педагогической деятельности, выступая объектом социально-педагогического воздействия; во-вторых, он живет и действует в определенной культурно-педагогической среде как носитель и транслятор педагогических ценностей; в-третьих, создает и развивает профессионально-педагогическую культуру как субъект педагогического творчества. Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.

            Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

            Среди таких качеств - педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

            Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в ней находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду. Учитель, имеющий данное качество, работает, не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А. С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования - жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога, презревшего предложение фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками.

            Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.  Несомненно, педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога,  где крайне важны особая внимательность и справедливость. Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности.

            В. А. Сухомлинский писал: "Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка". Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения "научный авторитет", "признанный авторитет в своей области" и т.п., то у учителя, несомненно,  может быть единый и неделимый авторитет личности. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях.

            Непрерывность педагогического самообразования - необходимое условие профессионального становления и совершенствования. Один из главных факторов познавательного интереса - любовь к преподаваемому предмету. Л.Н.Толстой отмечал, что если "хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния".

             В. А. Сухомлинский считал, что "мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда". Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки,  основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало - он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

            Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности учителя является культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия. Диалектический взгляд на явления педагогической действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу нового со старым совершается непрерывное развитие, влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие в его деятельности вопросы и задачи. Я убеждена, что профессиональное мастерство всегда есть плод достаточно длительного практического труда учителя. Но труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными проблемами своей профессиональной деятельности. Мастерами не рождаются, мастерами становятся. Мастерство приходит с годами либо, как уверяют злые языки, не приходит совсем. В последнем случае речь идет, скорее всего,  об отсутствии любви и интереса педагога к своему делу. Но и даже ярко выраженная любовь к педагогическому труду зачастую остается беспомощной перед многоликостью возникающих сегодня перед педагогом теоретических и практических проблем. Нужен профессионализм, обеспечивающий высокую эффективность в работе учителя, приносящей желаемые воспитательно-образовательные результаты. В сегодняшнем контексте профессиональное мастерство означает, прежде всего, умение быстро и качественно решать стоящие перед педагогом воспитательно-образовательные задачи. А если быть еще более точным, то сегодня активно внедряемая в практическую педагогику технологическая парадигма развития профессионализма означает способность учителя предельно точно ставить воспитательно-образовательные задачи и логически последовательно, наиболее оптимальным путем решать их.

            Становится ясным, что современный учитель-профессионал должен отличаться "лица необщим выраженьем”. Достичь же этого результата сегодня крайне непросто. По существу дела учитель-мастер – это человек, прошедший свой самобытный, неповторимый путь профессионального развития, достигший на этом пути определенных качественных успехов. Успехи эти могут быть самого разного свойства. Здесь и самобытная логика выстраивания воспитательных отношений,  и оригинальная организация процесса обучения, и технологизированные модели оптимального планирования учебных занятий, и оперативная оценка качества полученных воспитательно-образовательных результатов. Собственно говоря, сфера локализации профессиональных учительских достижений безгранична, как безграничен опыт творчески работающего учителя-профессионала.

            Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

 

Категория: Профессиональный взгляд | Добавил: маргаритка
Просмотров: 7971 | Загрузок: 174 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 264
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2024 |