Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 11.05.2024, 07:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Такие разные уроки [31]
Готовимся к ОГЭ [17]
Готовимся к ЕГЭ [40]
Тесты [32]
Научные работы [8]
Олимпиады [26]
Урок после урока [25]
Внеклассная работа [31]
Профессиональный взгляд [20]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Файлы » Олимпиады

Русский язык. 8 класс
15.10.2013, 18:03


  Олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап

8 класс

Задание 1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

Слово пожалуй самая уд..вительная вещ.. на свете.

Смотрите какие гр..ндиозные результаты достигнуты благод..ря реч.. . Попробуйте представить себе, что осталось бы вокруг нас если бы не было реч.. . (Не) было бы общен..я между людьми то есть (не) было бы общества не сущ..ствовали бы письмо и печать а с ними литература и наука; (не) было бы мысли (не) было бы культуры (не) было бы человека!

Слово может ран..ть больнее чем нож.., отр..вить смертельн..е чем яд. Оно может потр..сти  мас..ы людей побудить к действию целые народы.

Слова так (же) реальны как окружающие нас вещ.. . Это (не)  наши личные, произвольные изобр..жения. Слова существуют (не) зависимо от каждого из нас. Их форма и значение обще (обязательны) и (не) зыблемы. Слова можно сказать самая древняя «вещ..» на свете. Тыс..чу лет тому назад наши предки произносили те (же) слова что и мы: «есть» и «пить», «я» и «ты», «мать» и «дочь», «солнце» и «море».

Слова действительно «прочнее бронзы и древних пир..мид» как говорил в своих стихах римский поэт Гораций почти 2000 лет тому назад. Разве это (не) удивительно?!

                                                                                                         (167 слов. По Б. Казанскому)

Задание 2. Расставьте ударения в словах.

Корысть, приговор, сливовый, розан, приданое, бармен, газопровод, нивелировать, прирост, швея.

Задание 3.  Приведённые слова распределите по двум группам: а) слова, в которых выделенные согласные произносятся как твёрдые; б) слова, в которых выделенные согласные произносятся как мягкие. 

Шинель, антитеза, фанера, музей, купе, кафе, академия,  теорема, термин, штепсель, денди, пресса, тезис, протекция, детектив, геодезия, турне, вундеркинд, демарш, гротеск, термос, тире, цитадель. 

Задание 4.  Определите, какому слову в современном русском языке соответствуют славянские батьківщина (украинское), бацькаўшчына (белорусское), отацбина (сербское), domovina (словенское).

Задание 5.  Прочитайте приведенные ниже заголовки газетных статей. В основе всех этих заголовков лежит трансформация (видоизменение) известных устойчивых словосочетаний. Восстановите исходные устойчивые словосочетания и укажите их значение.

1) Все дороги ведут в яму? (о плохом состоянии дорог)

2) Не посидеть ли на бобах? (о полезных продуктах питания)

3) Топорная миграция (о недавней находке в Кении каменных топоров)

4) Двуликий тонус (об энергетических напитках)

5) Холод — не тётка (о приближающихся холодах)

Задание 6. Определите значение и происхождение слов небóсь, невмоготý, неужéли.

Задание 7. В словарных статьях лингвистических словарей встречаются сокращения: ж. — женский род; ед. — единственное число и т.д. «Расшифруйте» приведенные ниже сокращения.

л.

см. —

тж —

ст.-сл. —

т.е. —

сб. —

ц.-сл. —

презр. —

фам. —

пов. —

Задание 8.  Определите особенность значения выделенных глаголов в приведенном отрывке. 

Старушка ей: «А вот камин;

Здесь барин сúживал один.

Здесь с ним обéдывал зимою

Покойный Ленский, наш сосед» (А.С. Пушкин. Евгений Онегин).

Задание 9.  1) Исключите пункт, который является лишним в приведённом ниже перечне с точки зрения генеалогической классификации языков. Мотивируйте свой ответ. 2) Что общего между языками, представленными в пунктах 4 и 7?

1) русский язык

2) словéнский язык

3) чешский язык

4) полáбский язык

5) польский язык

6) эстонский язык

7) старославянский язык

Задание 10.   Определите число частей в составе сложного предложения и выделите их знаком //.

Необозримо блестяще-жёлтое поле замыкалось только с одной стороны высоким синеющим лесом, который тогда казался мне самым отделенным местом, за которым или кончается свет, или начинаются необитаемые страны (Л.Н. Толстой).

Задание 11.  Укажите русского учëного-лингвиста, создавшего  знаменитую «теорию трëх штилей».

А) В.К. Тредиаковский; Б) М.В. Ломоносов; В) А.Х. Востоков; Г) Ф.И. Буслаев; Д) В.В. Виноградов.

Задание 12.  Переведите текст на современный русский язык (берестяная грамота № 43, Новгород, 1380-1400 гг.).

 

От бориса ко ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловѣкъ на жерепцѣ, зане ми здѣсе дѣлъ много. Да пришли сороцицю — сороцицѣ забыле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 класс

КЛЮЧИ

 

Ключ 1

Слово, пожалуй, самая удивительная вещь на свете.

Смотрите, какие грандиозные результаты достигнуты благодаря речи. Попробуйте представить себе, что осталось бы вокруг нас, если бы не было речи. Не было бы общения между людьми, то есть не было бы общества, не существовали бы письмо и печать, а с ними литература и наука; не было бы мысли, не было бы культуры, не было бы человека!

Слово может ранить больнее, чем нож, отравить смертельнее, чем яд. Оно может потрясти массы людей, побудить к действию целые народы.

Слова так же реальны, как окружающие нас вещи. Это не наши личные, произвольные изображения. Слова существуют независимо от каждого из нас. Их форма и значение общеобязательны и незыблемы. Слова, можно сказать, самая древняя «вещь» на свете. Тысячу лет тому назад наши предки произносили те же слова, что и мы: «есть» и «пить», «я» и «ты», «мать» и «дочь», «солнце» и «море».

Слова действительно «прочнее бронзы и древних пирамид», как говорил в своих стихах римский поэт Гораций почти 2000 лет тому назад. Разве это не удивительно?!

 

Оценка – 0  (орфографических)-0 (пунктуационных) – 5 баллов

                1-2(орфографических) – 1-2 (пунктуационных) – 4 балла

                 3-4(орфографических) – до 4 пунктуационных – 3 балла

                3-4(орфографических) - более 4 пунктуационных– 2 балла

              Более 4-х орфографических – 0 баллов

Ключ 2

КорЫсть, приговОр, слИвовый, рОзан, придАное, бАрмен, газопровОд, нивелИровать, прирОст, швеЯ.

По 0, 5 балла за верный вариант

Всего- 5 баллов

Ключ 3

а) антитеза, купе, кафе, штепсель, денди, тезис, протекция, детектив, геодезия, турне, вундеркинд, демарш, гротеск, термос, тире, цитадель( по 0,25 балла за верный вариант);

б) шинель, фанера, музей, академия, теорема, термин, пресса. 

( по 0,25 за верный вариант)

Всего5, 75 балла

Ключ 4

Все приведенные слова соответствуют современному русскому «отечество, отчизна». ( по  1 баллу за каждое слово + по 0, 5 балла , если учащийся пытается обосновывать свое мнение)

Всего 6 баллов

Ключ 5

1) Все дороги ведут в яму? // Все дороги ведут в Рим (1 балл) — «о неизбежности встречи; о каком-то месте, которое приковывает к себе внимание туристов» (1 балл)

2) Не посидеть ли на бобах? // Сидеть на бобах (1 балл)  —  «обманувшись в ожиданиях, расчётах, оказаться ни с чем» (1 балл)

3) Топорная миграция // Топорная работа (1 балл)  — «о плохо, грубо сделанной работе» (1 балл)

4) Двуликий тонус // Двуликий Янус (1 балл)  — «неискренний, двуличный человек» (1 балл)

5) Холод — не тётка // Голод не тётка  (1 балл) — «о сильном голоде, вынуждающем к каким-либо действиям» (1 балл)

Всего – 10 баллов

Ключ 6

Небóсь («вероятно, пожалуй, должно быть») ( 2 балла)— исконное слово( 1 балл), возникшее как фонетическое упрощение из небойсь, сращения не бойся ( 1 балл).

Невмоготý («нет никакой возможности, терпения») ( 2 балла)— сращение в слово словосочетания не в моготý( 1 балл), где моготá «сила, мочь»( 1 балл) — суффиксальное производное от мóга (ср.: могý, не могý)( 1 балл).

Неужéли («Разве? Возможно ли?») ( 2 балла)— сращение частиц не («нет»), ужé («теперь») и ли («который»)( 1 балл).

Всего – 12 баллов

Ключ 7

л. — лицо (глагола) ( 0,5 балла)

см. — смотри ( 0,5 балла)

тж — то же ( 0,5 балла)

ст.-сл. — старославянский ( 0,5 балла)

т.е. — то есть ( 0,5 балла)

сб. — сборник ( 0,5 балла)

ц.-сл. — церковно-славянский ( 0,5 балла)

презр. — презрительный ( 0,5 балла)

фам. — фамильярный ( 0,5 балла)

пов. — повелительное наклонение ( 0,5 балла)

всего – 5 баллов

Ключ 8

Глаголы сиживать, обедать по сравнению с глаголами сидеть, обедать ( 2 балла) указывают на многократное действие( 3 балла) в прошлом (2 балла).

Всего – 7 баллов

Ключ 9

1) Лишним является пункт 6 — эстонский язык( 3 балла), который относится к финно-угорской семье языков( 2 балла); все остальные языки относятся к индоевропейской семье языков( 2 балла). 2) Полáбский язык (пункт 4) и старославянский язык (пункт 7) являются мёртвыми языками( 2 балла) славянской ветви( 2 балла) индоевропейской семьи языков( 2 балла).

Всего – 13 баллов

Ключ 10

Необозримо блестяще-жёлтое поле замыкалось только с одной стороны высоким синеющим лесом / (1) ( 2 балла), который тогда казался мне самым отделенным местом / (2) ( 2 балла), за которым или кончается свет / (3) ( 2 балла), или начинаются необитаемые страны / (4) ( 2 балла).

Всего – 8 баллов

Ключ 11

Б) М.В. Ломоносов ( 5 баллов)

Ключ 12

От Бориса к Настасье. Как придет эта грамота, пришли мне человека на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубашку — рубашку забыл.

До 5 баллов

Категория: Олимпиады | Добавил: маргаритка
Просмотров: 3743 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Учитель - это
Всего ответов: 173
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2024 |