Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 12.05.2024, 03:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Такие разные уроки [31]
Готовимся к ОГЭ [17]
Готовимся к ЕГЭ [40]
Тесты [32]
Научные работы [8]
Олимпиады [26]
Урок после урока [25]
Внеклассная работа [31]
Профессиональный взгляд [20]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Файлы » Готовимся к ЕГЭ

Памятка «Пишем сочинение-рассуждение»
15.02.2015, 19:30

Структура сочинения, речевые клише
Каждая часть – отдельный абзац!

1. Вступление

·         Данный текст, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...)

·         Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (публицист, поэт...), но и...

·         Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки).

·         В центре внимания автора (находятся)...

·         Главные усилия автора направлены...

Виды вступления:

·         вопросно-ответное единство

·         цепочка вопросительных предложений.

·         назывное предложение

·         риторический вопрос

·         цитата

·         парадоксальное высказывание

2. Формулировка проблемы. Проблема– это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему.

Речевые клише:

·         Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему

·         Касается .. проблемы.

·         Уделяет внимание ... проблеме.

·         Над какой-л. проблемой думать, работать.

·         Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения

·         Автор затрагивает проблему...

·         Много места уделено проблеме...

·         Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

·         Автор очень эмоционально отстаивает идею...

·         Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ...

·         Идея данной статьи вызывает глубокое уважение к автору (и его герою).

3. Комментарий (характеристика + актуальность проблемы). Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста

К какой категории относится проблема? (сложная, злободневная, актуальная, вечная, наболевшая, мучительная, животрепещущая, первоочередная, неразрешимая общественно значимая, острая, важная, серьёзная, спорная; социальная, философская, национальная, политическая, идеологическая, международная…

·         Насколько проблема злободневна?

·         Что делает её злободневной?

·         Традиционна ли эта проблема или нова?

·         Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?

·         Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?

·         Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?

·         Кому приходилось обращаться к данной проблеме?

·         Об этом много пишут …

·         Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…

·         Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…

·         Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

·         Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ...

·         Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…

·         Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.

·         Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги.

4. Авторская позиция - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?

Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

Средства выражения авторской позиции

·         Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)

·         Автор убедительно доказывает свою мысль…,

·         …- Так определяет автор своё отношение к …

·         Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);

·         Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…

·         Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…

·         Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

·         Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы

·         Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор);

·         Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.);

·         Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений;

·         Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к ...;

·         Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни

·         Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы;

·         Автор убеждает читателя в правоте своей позиции;

·         Автор показывать негативную сторону нашей жизни;

·         В словах автора звучит мнение большинства людей;

·         Автор пытается найти в читателе единомышленника;

·         Автор пытается понять, почему ...;

·         Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо;

·         Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…

·         Автор позиция ясна: …

·         - Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально

·         Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях; показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни;

·         Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни

Авторская позиция может проявляться в положительном (отрицательном, саркастичном, ироничном, осуждающем, неоднозначном, небезразличном, суровом, скептичном, юмористичном и т.д.) отношении к изображаемому

5-6. Моя позиция +2 аргумента

Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме. Позиция согласия/несогласия. За. Против

·         особенно близка мне мысль автора о… ;

·         мне близка позиция автора по отношению к … ;

·         согласен с автором в том, что… ;

·         вполне согласен с мыслями автора о… ;

·         нельзя не согласиться с автором в том, что… ;

·         автор прав, утверждая, что…

·         осмелюсь не согласиться с автором в том, что… ;

·         мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора… ;

·         мысли автора о… близки мне, однако… ;

·         позволю себе не согласиться с автором в том, что…

·         на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ;

·         Возможно, не все верно (правильно, безупречно...)

·         В отличие от автора, я считаю, что...

·         Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.

·         в этом вопросе я придерживаюсь противоположной точки зрения;

·         Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...

·         Писатель упускает из виду (пренебрегает)...

·         На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...

·         Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным.

·         К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.

Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения.

·         В качестве аргументов могут выступать:

·         а) логические доказательства, доводы;

·         б) примеры, случаи, факты из собственной жизни или почерпнутые из книг;

·         в) мнения авторитетных людей, цитаты и др.

·         Вспомним…

·         Это подтверждается …

·         В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…

·         Пример из литературы

·         По выбору учащегося, можно из личного опыта

8. Заключение

·         В заключение хотелось бы отметить...

·         Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. ..

·         На мой взгляд, статья (очерк) предназначена...

·         Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

·         Таким образом, нельзя не согласиться…

Категория: Готовимся к ЕГЭ | Добавил: маргаритка
Просмотров: 825 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 264
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2024 |